– Порт отвечает всем требованиям современного судоходства. Движение судов от подхода к Кольскому заливу и по всей его протяженности контролируется с помощью СУДС, где действует три поста, два из которых автоматизированы. Хорошо развитая портовая инфраструктура позволяет принимать к причалам суда дедвейтом до 100 тыс. тонн и длиной до 265 м. Размеры судов, способных заходить на акваторию порта, не ограничены.
Основные районы и причалы порта имеют глубины от 11 до 15 м. Благодаря приливным течениям глубины увеличиваются еще на три метра, что создает дополнительные возможности при погрузке судов. Такая практика в порту существует, уже несколько лет производится догрузка судов и во время приливного роста уровня воды.
В 2004 г. портом было переработано более 24 млн. тонн различных грузов, что почти на 10 млн. тонн превышает результат предшествующего года. Основной прирост грузооборота был достигнут за счет увеличения объемов перевалки угля и углеводородного сырья. Стабильно высокими оставались объемы переработки апатитового концентрата и удобрений.
По итогам нынешнего года грузооборот достигнет того же уровня. Однако это – далеко не предел. Прогнозируемый грузооборот Мурманского транспортного узла составит к 2010 г. 57 млн. тонн, а к 2015 г. – 75 млн. тонн.
Порт Мурманск связан деловыми узами со многими портами мира всех континентов. Примечательно, что расстояние от крупнейших портов США, Канады и Южной Америки до Мурманска в отдельных случаях даже меньше, чем до Санкт-Петербурга.
Если же учесть, что Мурманский порт имеет незамерзающую, глубоководную, защищенную от волнения акваторию и свободный выход в открытый океан, что позволяет судам следовать без снижения скорости, то налицо явные его преимущества и широкие перспективы использования.
– Большинство инвестиционных проектов по созданию нефтяных терминалов в Арктике предполагает рейдовую перевалку на акватории порта Мурманск на суда с большей грузоподъемностью для дальнейшей транспортировки российской сырой нефти в Западную Европу и США.
На акватории порта уже созданы и эксплуатируются три рейдовых перегрузочных комплекса:
Через эти комплексы в нынешнем году отправлено на экспорт более 4 млн. тонн нефти и мазута. Ведется строительство нефтяного терминала производительностью 5,5-7 млн. тонн на территории ФГУП «35 судоремонтный завод» Министерства обороны РФ. Гидротехническая часть комплекса выполняется в виде палового причала с технологической площадкой, располагающейся на глубине 21,5 м. Причал будет соединен с берегом эстакадой.
Доставка нефтеналивных грузов к терминалу будет осуществляться по железной дороге, а также морем. Для слива их из железнодорожных цистерн предполагается использовать танкер-накопитель дедвейтом 100-150 тыс. тонн и береговые емкости, которые сейчас строятся. В качестве расчетного судна принят танкер дедвейтом свыше 100 тыс. тонн.
Заканчивается реконструкция 623 склада горючего Северного Флота (мыс Мохнаткин) и организация на его базе портового комплекса мощностью 2,5 млн. тонн для экспортной перевалки нефтепродуктов.
Эти и другие проекты позволят обеспечить прием и переработку необходимых объемов углеводородов.
– Кольский залив – это уникальное явление природы на севере нашей страны. Незамерзающий, хорошо защищенный от неблагоприятных погодных условий, этот естественный глубоководный залив Кольского полуострова своими изгибами образует три колена: северное, среднее и южное. Границы Мурманского торгового порта выходят за пределы южной части. Сейчас идет его объединение с рыбным портом, в результате чего большая часть среднего колена залива также будет относиться к порту Мурманск. СУДС будет обслуживать всю эту акваторию.
Существует генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла, разработанная ОАО «Ленморниипроект» с участием ОАО «Ленгипротранс» и ЗАО «ЦНИИМФ». Схема создавалась во исполнение Протокольного решения Председателя Правительства Российской Федерации (протокол № МК-П10-2пр от 9.01.2003 г.) на основании технического задания Морской администрации порта Мурманск, согласованного с Минтрансом России, и материалов Всероссийской научно-практической конференции транспортников «Транспортная стратегия России» (декабрь 2003 г.), а также стратегических интересов России в части транспорта.
Итак, на восточном берегу Кольского залива предполагается иметь следующие технологические перегрузочные мощности:
В заключение скажу, что на причале №17 в границах существующего порта построена первая очередь специализированного комплекса мощностью 0,7 млн. тонн для приемки с судов и погрузки в железнодорожные вагоны импортного глинозема. В 2004 г. здесь уже было переработано более 47 тыс. тонн глинозема.
Для реализации этого проекта было создано ЗАО «Мурманский глиноземный терминал». Крупнейший грузовладелец – компания «Русский алюминий» проявляет большой интерес к участию в ЗАО и достройке комплекса.
Одним словом, Мурманский портовый транспортный узел в ближайшие годы будет развиваться разносторонне и быстрыми темпами, постоянно наращивая мощности. Немаловажно и то, что в порту Мурманск как сейчас, так и в будущем, можно будет произвести любой ремонт корпуса и механизмов судов.
Все эти проекты потребуют значительных наших усилий в обеспечении безопасности мореплавания и в первую очередь жесткого регулирования движения в Кольском заливе, в акватории порта и на подходах к нему.
Беседовала Ольга Лоскутова
Перейти к содержанию № 4(14) 2005
SETCORP.ru - ежедневные новости судостроения, энергетики, транспорта. Избранные темы публикуются в журнале "Морская Биржа" в разделе "Новости компаний - квартальный отчет".
Рекламодателям предоставляется возможность регулярной публикации информации в ленте новостей и