Северо-Европейский газопровод – уникальный энергетический мост в Европу

Северо-Европейский газопровод (СЕГ) откроет принципиально новый экспортный маршрут российского газа: он напрямую, без посредников, свяжет нашу страну с газовым рынком Европы. Трубопровод состоит из двух сухопутных участков и одного морского. По суше он пройдет от г. Грязовец Вологодской области до бухты Портовая близ г. Выборга Ленинградской области. Эта трасса длиной 917 км, строительство которой уже идет, соединит СЕГ с Единой системой газоснабжения России. Морская часть газопровода длиной 1200 км пройдет по дну Балтийского моря от бухты Портовая до бухты Грайфсвальд (Германия). Далее труба снова пойдет по суше – по территории Германии. СЕГ – это новый энергетический мост в Европу, чьи потребности в энергии растут. А газ – это экологически чистое топливо, и его потребление ежегодно увеличивается. Первую нитку газопровода пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год планируется ввести в эксплуатацию в 2010 г.; с запуском второй нитки мощность СЕГ удвоится.

Наш собеседник - технический директор компании Nord Stream, к. т. н. Сергей Сердюков


– Сергей Гаврилович, компания Nord Stream является оператором по реализации морского участка трассы газопровода. Расскажите, пожалуйста, как осуществляется подготовка дна Балтийского моря под укладку трубы?

– По сути, подготовительные работы начались еще в 1997 г. Проведены различные научные исследования, на основе которых и был определен примерный маршрут газопровода. Поскольку он имеет очень большую протяженность, мы обязаны были дать несколько вариантов прохождения трассы, из которых был выбран оптимальный.

Сооружение газопровода имеет огромное международное значение. В 2000 г. решением комиссии Евросоюза по энергетике и транспорту этому проекту был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети). В сентябре 2005 г. главы трех крупнейших энергетических концернов Европы – ОАО «Газпром», BASF AG и E.ON AG – подписали соглашение об условиях реализации проекта строительства СЕГ, а в декабре того же года было создано совместное российско-германское предприятие North European Gas Pipeline Company, ныне переименованное в Nord Stream.

Работы по обследованию дна моря ведутся с 2005 г. Они разделены на два этапа. На первом должны быть выполнены инженерно-геологические изыскания и подготовка трассы, чем мы сейчас и занимаемся. Это очень большой комплекс работ, включающий мероприятия по экологии и процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Она должна быть пройдена на двух уровнях – национальном и трансграничном, когда будет проведена экспертиза проекта на его соответствие конвенции Эспо.

Следующий этап – собственно реализация проекта, то есть укладка трубопровода по дну Балтийского моря. Эти работы начнутся в 2008 г. Общая протяженность морской трассы газопровода составит около 1200 км; максимальная глубина моря в местах прохождения трубы – 210 м.

Мы уже провели обследование морского дна Балтики на всем протяжении будущего газопровода с шириной полосы в 2 км и выявили, где находятся крупные техногенные объекты длиной более 4 м, которые нужно обойти, – это затонувшие корабли, упавшие самолеты, тралы, большие рыболовецкие снасти. Трасса газопровода не будет приближаться к ним.

Обследуются еще две полосы – слева и справа от трассы залегания трубы, чтобы определить, нет ли там боеприпасов. Поскольку газопровод будет строиться в двухниточном исполнении, сразу исследуется вся необходимая площадь морского дна. В этом году мы завершим обследование дна моря на всей протяженности трассы газопровода на обеих его нитках, чтобы обнаружить все предметы, которые могут таить в себе потенциальную опасность. Работа идет успешно, полученные данные картографируются. Далее необходимо будет решить на международном уровне, как поступать с техногенными объектами и боеприпасами, лежащими на дне моря. Все согласования с государствами, по территории которых проходит трасса трубопровода, мы планируем провести после завершения работы по идентификации объектов.

Отдельная тема – химическое оружие, запасы которого после второй мировой войны по решению стран-победительниц были отправлены на дно Балтийского моря. Некоторые захоронения уже потеряли упаковку. Поэтому по всей трассе впервые были взяты пробы придонных вод и пробы грунта из придонных отложений для проведения их лабораторного анализа, чтобы не допустить контакта инструментов с боевыми отравляющими веществами (БОВ) при проведении геотехнических работ. Ранее исследования придонных вод ни разу не проводились, так что наши результаты будут полезны для Хельсинкской комиссии по охране среды Балтийского моря (HELKOM), которая в дальнейшем сможет требовать, чтобы строительство объектов на шельфе осуществлялось только в условиях чистой воды..

Результаты проведенной детальной съемки рельефа дна, гидролокационной и магнитометрической съемки и других изысканий, в которых было задействовано несколько крупных научно-исследовательских институтов и компаний, легли в основу проектных решений при определении трассы газопровода.

Главный принцип, который поставлен во главу угла при проектировании морского участка газопровода, – максимально удалиться от всех опасных захоронений, лежащих на дне моря. При прокладке трассы будут обойдены районы с затопленным химическим оружием.

Учтены и требования природоохранного законодательства: газопровод будет удален от мест жизни тюленей, нерестилищ рыбы и охраняемых природных территорий.

– А насколько он может быть опасен для Балтики с ее хрупкой замкнутой экосистемой?

– Современные металлургические технологии таковы, что позволяют произвести очень надежные материалы – высокопрочные стали. В мире накоплен обширный опыт использования подводных трубопроводов, суммарная протяженность которых составляет более 10 тыс. км. Статистика их эксплуатации отличная. Например, в водах Северного моря у компаний Statoil и Norsk Hydro за 30-летний период не было не только аварий, но даже отказов при эксплуатации трубопроводов. При строительстве газопровода Nord Stream мы применим трубы, сделанные из высокопрочной стали, с усиленной антикоррозионной изоляцией. Кроме того, вся труба будет помещена в прочную бетонную армированную оболочку. В результате конструкция приобретет очень высокую надежность и большой запас прочности. Если заводская труба весит 12 тонн, то подготовленная к укладке будет весить уже 20-23 тонны. Расчетный срок эксплуатации трубопровода – 50 лет.

При определении конструктивных особенностей и выборе технических решений для строительства Nord Stream принимались во внимание результаты расчетов газопровода на прочность, устойчивости трубопровода на дне, допустимых длин свободных пролетов и общей целостности и надежности сооружения. Выбранные конструктивные особенности и технические решения соответствуют стандартам DNV (Det Norske Veritas). Для обеспечения экологичности строительства и эксплуатации системы газопровода Nord Stream предусматривается соблюдение требований российского и международного законодательства, международных соглашений, стандартов, правил и инструкций.

Все участники строительства СЕГ понимают, насколько сложна задача. Газопровод Nord Stream – это уникальный проект, экстрим-проект. Но он может быть реализован без ущерба для Балтийского моря, имеющего особый статус: ведь вокруг него располагаются девять стран – по сути, коммунальная квартира. Трасса газопровода пройдет в территориальных водах России и Германии, а также в исключительных экономических зонах России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Поэтому для реализации проекта требуется согласие всех стран. Однако строительство газопровода является взаимовыгодным предприятием: ведь он обеспечит устойчивое развитие экономик стран Западной Европы на основе бездефицитного газоснабжения.

Подготовка к началу строительства морского участка газопровода идет полным ходом. Для выбора наилучших поставщиков труб сейчас проводится конкурс, в нем участвуют шесть крупных компаний, в том числе две российские – Выксунский металлургический завод и Ижорский трубный завод.

– Каким образом будет осуществляться укладка трубы?

– В мире имеются специализированные суда-трубоукладчики, способные автономно работать в море в течение нескольких месяцев. Это важно, поскольку технология работ такова, что суда не могут покинуть ту трубу, которую укладывают.

Существуют еще суда четвертого поколения с динамическим позиционированием, которые работают без якорей и, благодаря наличию многих приводов, осуществляют точное позиционирование трубы на дно моря.

Сейчас мы проводим конкурс по выбору трубоукладочных судов. В мире имеется всего четыре таких судна, которые могут быть задействованы при строительстве газопровода Nord Stream. Они принадлежат голландской, итальянской, норвежской и российской компаниям.

Вообще при реализации проекта есть возможность использовать самые новейшие технические средства. Будут приняты все меры и для того, чтобы в процессе укладки трубопровода на морское дно не допустить непреднамеренного контакта с проржавевшими контейнерами с БОВ и боеприпасами, которые останутся за пределами прохождения трассы газопровода.

Поскольку укладка трубопровода будет происходить в зонах интенсивного передвижения судов, то это потребует особой координации усилий между компанией Nord Stream и агентствами Балтийских государств, занимающимися обеспечением безопасности судоходства.

– Насколько открытым для общественности будет процесс строительства газопровода?

– Телевидение Германии ведет съемки и показывает телезрителям Балтийского региона, как идет подготовка к строительству Северо-Европейского газопровода. Доступ для российских и иностранных журналистов на объекты строительства будет открытым даже во время проведения монтажных работ в море.

Поскольку стройка будет вестись на открытой акватории, то, при сегодняшнем развитии информационных технологий, она будет доступна для обозрения, что является доказательством и компонентом нашей политики открытых дверей.



Беседовала Ольга ЛОСКУТОВА

Перейти к содержанию № 1(19) 2007

 

№ 1(19), 2007
Порты

Технический директор компании Nord Stream Сергей Сердюков

Технический директор компании Nord Stream Сергей Сердюков