Ставка на лидерство

Уникальное географическое положение России на фоне активного роста международной торговли и увеличения грузопотоков является ключевым конкурентным преимуществом для активного включения российских компаний в мировую транспортную систему.

Сегодня ни одна из национальных компаний, которые работают на рынке транспортных услуг и сталкиваются с серьезными проблемами как инфраструктурного, так и экономического характера, в одиночку не обладает ресурсами и технологиями, адекватными амбициозной задаче. В условиях жесткой конкуренции российских транспортных коридоров с океанскими маршрутами на рынке должен был появиться крупный игрок, объединяющий возможности морского и железнодорожного транспорта, оперирующий собственной портовой инфраструктурой, владеющий необходимыми финансовыми и производственными ресурсами и способный предложить рынку конкурентную услугу.

Базой для формирования такой компании стало старейшее судоходное предприятие страны – Дальневосточное морское пароходство, известное на мировом рынке под брендом FESCO. В результате предпринятых последовательных шагов на базе пароходства сегодня сформирована крупнейшая национальная интермодальная транспортно-логистическая компания.

Учитывая активный рост контейнеризации грузов в России, первым шагом стало расширение географии перевозок с участием смежного вида транспорта за счет создания в 2004 г. ЗАО «Русская Тройка». Компания, основанная на паритетных началах с ОАО «Российские железные дороги», впервые применила инновационную транспортную технологию по линейным перевозкам контейнеризованных грузов блок-поездами.

Аналогичный шаг по развитию интермодальных перевозок насыпных и навалочных грузов «от двери до двери» был сделан в 2006 г., когда в состав Группы FESCO вошла компания «Трансгарант» – один из крупнейших в России железнодорожных перевозчиков грузов промышленного назначения. Сегодня именно клиенты «Трансгаранта» обеспечивают значительную часть экспортного грузопотока в восточном направлении, обслуживаем на Тихом океане балкерным флотом FESCO.

Следующим шагом, направленным на построение интермодального оператора, объединяющего морской, железнодорожный и автомобильный транспорт, стало приобретение в 2006 г. 50% акций «Национальной контейнерной компании» (НКК), которая является лидером терминального бизнеса в России. НКК принадлежат крупнейший терминал в России – «Первый контейнерный терминал» в Санкт-Петербурге, современные терминалы на Черном море – в Новороссийске и Ильичевске. Инвестиции НКК в строительстве «Балтийского контейнерного терминала» позволят Группе принять активное участие в строительстве и дальнейшей эксплуатации специализированного комплекса по обработке контейнеров в порту Усть-Луга с пропускной способностью порядка 3 млн. ДФЭ в год – в перспективе крупнейшего транспортного узла на территории бывшего СССР.

Помимо упомянутых компаний, в Транспортную группу FESCO в настоящее время входят компания «Транссибирский интермодальный сервис» (ТИС), обеспечивающая более 30% контейнерных перевозок по Транссибу, компания «Инкотек-Транс-Сервис», осуществляющая контейнерные перевозки на северо-западе России, компания «Дальрефтранс», выполняющая перевозку грузов в рефрижераторных контейнерах, а также «Дальневосточный контейнерный терминал», осуществляющий обработку контейнеров в порту Владивостока.

Расширение бизнеса требует и совершенствования структуры управления Группой. На следующем этапе Группа преобразуется в единую вертикально интегрированную компанию с тремя основными составляющими: судоходным, железнодорожным и терминальным дивизионами. При этом морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, обработка контейнеров в портах Дальнего Востока и Балтики, а также экспедиторские услуги будут выполняться специализированными компаниями, входящими в Группу.

Реализация столь масштабной программы стратегического развития предполагает привлечение инвестиций, оцениваемых более чем в 1 млрд. долларов США. Привлеченные финансовые ресурсы будут направлены как на приобретение действующих компаний, так и в развитие инфраструктуры и увеличение производственных возможностей, в частности на обновление флота и железнодорожного подвижного и тягового составов, приобретение портовых и терминальных объектов.

Синергетический эффект, полученный в результате тесной интеграции смежных видов транспорта, создания бесшовной транспортной цепочки, объединения знаний и опыта существенно усилит конкурентные позиции Транспортной группы на мировом рынке. FESCO надеется добиться существенного увеличения объема привлеченных с океанских маршрутов грузов за счет соединения своих морских линий с возможностями Транссиба, позволяющими значительно сократить срок транзита между Азией и Европой. Сокращение транзитного времени практически вдвое привлекает клиентов, имеющих жесткие производственные графики. При прогнозируемом увеличении к 2014 г. объемов контейнерных перевозок на российском рынке до 12-14 млн. единиц, FESCO рассчитывает получить до половины этого грузопотока. Иными словами, развитие транзитных интермодальных перевозок сегодня становится уже не только ключевой задачей Транспортной группы, но и приобретает национальное значение.

Перейти к содержанию № 1(19) 2007

 

№ 1(19), 2007
Судоходство