Атомный гигант выходит на трассы Севморпути

Игорь Савельев, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Балтийский завод»

ОАО «Балтийский завод» завершило строительство самого крупного в мире атомного ледокола – «50 лет Победы». Это легендарное предприятие за свою историю построило ледоколов больше, чем любая отдельно взятая судостроительная компания в мире. В 1920-е годы Балтийский завод первым в Советском Союзе освоил строительство дизельных ледоколов, а в 1970-е – ледоколов с атомной энергетической установкой второго поколения. Сегодня Балтийский завод – единственная отечественная верфь, где ведется строительство ледокольного флота России.

Освятили и забыли

«50 лет Победы» – восьмой атомный ледокол, построенный на Балтийском заводе, шестой – в серии атомоходов типа «Арктика» (проект 1052) и четвертый в серии модернизированных атомных ледоколов второго поколения проекта 10521. Эту серию открыл ледокол «Россия», который Балтийский завод сдал в эксплуатацию в 1985 г. Следующим стал ледокол «Советский Союз» (введен в строй в 1989 г.). В 1986 г. завод начал строительство атомного ледокола «Ямал» (первое название – «Октябрьская революция»). Его передали заказчику в 1992 г.

«50 лет Победы», первоначально названный «Урал», заложили на стапеле Балтийского завода в октябре 1989 г. Спустя четыре года состоялся его спуск на воду. На торжественной церемонии присутствовал тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Настоятель Никольской церкви отец Богдан отслужил торжественный молебен в честь спуска судна, которому пожелали «легкого льда и чистой воды». Однако в 1994 г. из-за экономического кризиса в стране строительство ледокола было приостановлено. К тому времени готовность «Урала» по работам завода составляла почти 60%. Чтобы сохранить возможность его достройки в будущем, Балтийский завод вынужден был законсервировать ледокол на собственные средства. Несмотря на финансовые трудности того времени, на предприятии удалось сохранить производственные мощности, уникальные технологии и высококвалифицированных специалистов.

В 1995 г. в честь годовщины окончания Великой Отечественной войны ледокол переименовали в «50 лет Победы». Однако это не помогло сдать ледокол к очередному назначенному сроку, поскольку денег на строительство судна из бюджета не выделялось. Работы на нем возобновили лишь в конце 1990-х годов, когда началось частичное финансирование строительства. В активную фазу строительство ледокола перешло в феврале 2003 г., после подписания контракта на достройку судна между ОАО «Балтийский завод» и ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».

Оправданный риск

С учетом того, что подводные системы и устройства установили на ледокол еще в начале 1990-х годов, в ходе достройки судна потребовалась их ревизия. Поэтому специалисты Балтийского завода впервые в истории отечественного судостроения провели доковые работы на строящемся ледоколе. Ранее докование атомных ледоколов проводилось только после нескольких лет их эксплуатации и только на судоремонтных предприятиях Мурманской области. При этом заказчиком работ всегда выступала не строительная, а эксплуатирующая организация.

В сентябре 2004 г. «50 лет Победы» отбуксировали в док Кронштадтского морского завода, где из-за разыгравшегося шторма возникли серьезные проблемы с докованием атомохода. «В такой ситуации вообще нельзя было ставить судно в сухой док. Но другого выхода у нас просто не было: якорь не удержал бы судно, а свободных причальных стенок на Кронштадтском заводе не было, – вспоминает руководитель проекта Ефим Данцкер. – Поэтому решили завести судно в док не при помощи специальных устройств, как обычно, а посредством буксиров. Это было очень опасно, мы могли повредить как корпус судна, так и сам док и его оборудование. Но в итоге все прошло удачно».

В доке специалисты Балтийского завода провели ремонт правой линии гребного вала и дейдвудного устройства, предотвращающего попадание забортной воды внутрь корпуса ледокола. Для этого была проведена трудоемкая операция – демонтаж гребного винта и гребного вала судна. Для выполнения этих работ завод самостоятельно спроектировал и изготовил необходимую оснастку.

На ледоколе также были освидетельствованы: донно-бортовая арматура, системы трубопроводов и протекторов донной арматуры, приборы электронавигации. Исправность работы этого оборудования являлась необходимым условием начала пуско-наладочных работ и швартовных испытаний на ледоколе.

Ходовые подтвердили качество

В ходе достройки ледокола специалисты Балтийского завода осуществили загрузку атомного топлива (благодаря использованию этого источника энергии атомоходы обладают практически неограниченной дальностью плавания без дозаправки). Атомные реакторы на ледоколе впервые были запущены во время комплексных швартовных испытаний в 2006 г. Перед началом швартовных испытаний Мурманское морское пароходство, в доверительное управление которого передан ледокол, сформировало команду судна. Экипаж разместили в комфортабельных меблированных каютах. В помещения подвели все коммуникации, необходимые для жизнеобеспечения команды.

Государственные ходовые испытания а/л «50 лет Победы» Балтийский завод успешно провел в феврале 2007 г. Из акватории Невы, где для столь крупных судов ограничены возможности маневрирования, ледокол «50 лет Победы» вышел с помощью буксиров. В морском порту Санкт-Петербурга на него погрузили запасы топлива, пресной и питательной воды. После чего судно отправилось своим ходом в Балтийское море. На борту атомохода находилось около 400 человек: специалисты Балтийского завода, экипаж судна, представители контрагентов. Испытания прошли под наблюдением государственной комиссии. В ее состав вошли представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Гостехнадзора, Федерального медико-биологического агентства, ОАО «Мурманское морское пароходство», РНЦ «Курчатовский институт», ОАО «ЦКБ «Айсберг» и других организаций.

На открытой воде ледокол испытали на скорость и маневренность. Также проверили исправность работы систем навигации и связи, опреснительной установки, рулевого, противообледенительного и якорного устройств и другого оборудования, которое невозможно протестировать у берега.

По итогам ходовых испытаний члены государственной комиссии подтвердили строгое соответствие качества систем и механизмов судна требованиям и правилам Российского морского регистра судоходства и международным нормам.

Надежный и удобный

На атомном ледоколе «50 лет Победы» впервые применена новая ложкообразная форма носовой оконечности. Как показали расчеты проектировщиков, такая конструкция поможет с большей эффективностью взламывать ледовый покров.

Длина судна составляет 159 м, ширина – 30 м, полное водоизмещение – 25 тыс. т, скорость хода – 18 морских узлов. Максимальная толщина льда, которую преодолевает ледокол – около 4 м. Ледокол оснащен двумя ядерными энергетическими установками, которые обеспечивают двигателю мощность 75 тыс. л.с. Команда судна – 138 человек.

На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения и комплекс средств обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомной энергетической установки (АЭУ), соответствующий требованиям Гостехнадзора. На атомоходе создан экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

Количество кают на ледоколе «50 лет Победы» увеличено по сравнению с предшествующими судами серии. «В каютах улучшена планировка, они более удобно спроектированы с разделением на зоны: рабочую, отдыха и бытовую, – отмечает главный конструктор проекта Виктор Демьянченко. – В соответствии с новыми требованиями каюты обшиты металлопластиковыми панелями, производство которых освоил сам завод. Панели разработаны специально для использования в модульных каютах».

Ледокол имеет спортивный зал, бассейн, библиотеку, комфортабельный ресторан и музыкальный салон с танцплощадкой для досуга.

Строительство атомохода велось под надзором инспекции по атомным судам Российского морского регистра судоходства.

За ледоколом – ледокол

Балтийском завод продолжает строить ледоколы для государственных нужд. Так, в 2004 г. завод выиграл международный тендер ФГУП «Росморпорт» на строительство серии современных дизель-электрических ледоколов для Финского залива. Закладка головного судна, названного «Москва», состоялась в мае 2005 г. В январе 2006 г. заложен «Санкт-Петербург» – второй ледокол серии. В 2007 г. оба ледокола будут переданы заказчику. Таким образом, впервые после 30-летнего перерыва на отечественной верфи будет построена серия линейных дизель-электрических ледоколов.

Кроме того, Балтийский завод изготавливает оборудование для действующих атомных ледоколов с целью продления ресурса АЭУ. Так, предприятие производит парогенераторы для атомоходов «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «Сибирь», построенных на Балтийском заводе в 1980-90-х гг. Установка нового оборудования позволяет увеличить срок эксплуатации каждого судна более чем на 30 тыс. часов. Сегодня Балтийский завод – единственное предприятие в России, выпускающее парогенераторы для судовых АЭУ и имеющее необходимые лицензии Госатомнадзора и Госгортехнадзора РФ.

Уникальный опыт Балтийского завода по строительству ледоколов будет востребован и в ближайшие годы. В настоящее время конструкторы активно обсуждают вопрос создания принципиально нового атомохода, который совместит в себе характеристики линейного ледокола и атомохода с ограниченной осадкой корпуса. Эта новация позволит использовать судно на водах разной глубины: как в океане, так и в устьях рек и на шельфах. Новое судно будет значительно превосходить своих предшественников по мощности и отвечать всем международным требованиям качества и безопасности.

Перейти к содержанию № 1(19) 2007

 

№ 1(19), 2007
Судостроение