На главном стапеле России

Производственная программа ФГУП «ПО «Севмаш» сегодня сравнима с показателями «золотого» века отечественного кораблестроения. Высокие технологии, заложенные при строительстве атомного подводного флота, эффективно используются в гражданском судостроении, сооружении морских платформ для нефтегазовой отрасли, создании перспективных энергетических комплексов. Сохранив приоритет в выполнении оборонного госзаказа, Севмаш является ведущим промышленным предприятием Архангельской области и градообразующим для города корабелов Северодвинска.

В 2006 г. Россия отметила знаменательную дату – 100 лет подводному флоту. Половина этого столетия – «атомная» эра – прошла под знаком Севмаша. Именно завод № 402 (с 1959 г. – Севмаш) был выбран для создания первой отечественной атомной подводной лодки. За полвека завод передал Военно-морскому флоту более ста АПЛ. С его стапелей сошли и самая быстроходная в мире атомная субмарина, и самая глубоководная, и самая большая по водоизмещению и мощности вооружения. Эти рекорды золотыми буквами вписаны в историю кораблестроения и летопись ВМФ. Атомные подводные ракетоносцы Севмаша стали основой морских стратегических ядерных сил России.

Крупнейшая военная верфь страны выстояла в эпоху перемен и уже в новых экономических условиях продолжает работать на обороноспособность государства. 15 апреля 2007 года из эллинга выведен атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий», головной ракетоносец четвертого поколения проекта 955. Большую шефскую поддержку в строительстве корабля оказало Правительство Москвы. Субмарины данного проекта станут основой морских стратегических ядерных сил России в XXI веке.

Ранее в кооперации с Севмашем работала почти 1000 предприятий со всего Советского Союза. За последние 15 лет ситуация изменилась – многие производственные связи были утрачены. Но Министерству обороны, Министерству промышленности и энергетики, руководству Севмаша удалось наладить новые связи с поставщиками. И сегодня можно с гордостью сказать, что все технические комплексы и радиоэлектронное вооружение «Юрия Долгорукого» – российского производства. Вслед за ним на стапеле строятся серийные корабли «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Продолжаются работы на АПЛ «Северодвинск», первой многоцелевой атомной подводной лодке четвертого поколения. После завершения ремонта готовится к приемо-сдаточным испытаниям АПЛ «Пантера» (проект 971). В настоящее время необходимо продлять срок службы таких кораблей. Данная задача может стать перспективной работой для Севмашпредприятия. Кроме этого серьезные производственные задачи предстоит решить в связи с ремонтом крупного надводного корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Тем более что сегодня актуальна проблема ремонта флагмана российского ВМФ – ТАРК «Петр Великий» и авианосца «Адмирал Кузнецов» – базирующихся на Северном флоте.

Вместе с тем, предприятие активно развивает военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами. В 2003 – 2005 годах были построены две дизель-электрические подводные лодки экспортного проекта 636. В прошлом году после успешного завершения испытаний корабли были приняты в боевой состав флота страны-заказчика. Завершаются доковые работы на корабле ВМС Индии. Бывший ТАВКр «Адмирал Горшков» переоборудуется в современный авианосец проекта 11430, вооруженный авиакрылом российского производства. На Севмаше вместе с корабелами работают специалисты индийской группы наблюдения, с инспекторскими проверками регулярно приезжают высокие чины индийского оборонного ведомства. Данный контракт по объему и сложности работ не имеет аналогов в мировой практике.

Федеральный центр оказывает большое внимание не только выполнению гособоронзаказа, но и программам диверсификации. «Завод освоил производство высокотехнологичной гражданской продукции, фактически вернувшись к прежним объемам производства», – отметил первый заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов во время визита на Севмаш.

Непременная опора конверсионной политики – это высокие технологии «оборонки». Так, многолетний опыт передвижения кораблей на стапельных тележках специалисты Севмаша использовали при накатке верхних строений на опорное основание платформы «Приразломная». Уникальная морская операция была проведена в 2006 году, после того как было построено нижнее основание «Приразломной». Первая в России морская ледостойкая стационарная платформа – детище ОАО «Газпром» и ФГУП «ПО «Севмаш» – обрела реальные контуры. Сооружение весом около 100 тысяч тонн в настоящее время ошвартовано у достроечной набережной предприятия, а в недалеком будущем будет установлено на шельфовом нефтяном месторождении в Печорском море.

Модернизированные для строительства платформы мощности Севмаша и опыт проведения гидротехнических операций, безусловно, будут использованы в серийном строительстве морских сооружений различных типов. Из стапельного цеха уже выведены понтоны морской многоцелевой полупогружной платформы MOSS CS-50. Заказ на три подобных сооружения разместила на предприятии норвежская компания «Moss Мosvold Platforms». В настоящее время на акватории предприятия идет монтаж стабилизирующих колонн и верхней палубы первой платформы, на стапеле формируются понтоны второго сооружения.

В России нет другого предприятия, способного строить масштабные высокотехнологичные сооружения для морской добычи нефти и газа. Перспективными заказами для Севмаша в этом направлении могут стать объекты для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и модули завода по сжижению природного газа для месторождения полуострова Ямал.

Первым кораблям Севмаша – линкорам «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» – не суждено было покинуть эллинг, в 40-е годы прошлого века корпуса разобрали на стапеле. С тех пор надводные корабли и суда большого водоизмещения Севмаш не строил. Хотя такие возможности были заложены еще при проектировании завода. Мощности стапельного производства позволяют строить суда водоизмещением до 100 тысяч тонн, в том числе с ядерными энергетическими установками. В XXI веке крупнотоннажное судостроение получило новый импульс – Севмаш приступил к строительству танкеров-химовозов водоизмещением 45 тысяч тонн. Серьезный интерес к созданию танкерного флота на российском Севере проявила крупнейшая норвежская судоходная компания «ODFJELL». На стапеле уже заложены 3 полнокомплектных судна, а головной танкер вскоре покинет построечный док.

Севмаш продолжает работу по созданию судов представительского класса, аналогов которым по габаритам, комфорту и энерговооруженности в России сегодня нет. В 2006 году заложена вторая океанская мега-яхта, а корпус первого судна уже сформирован на стапеле. Строительство круизных судов класса vip – еще один аспект применения высоких технологий, особенно в обработке и сварке корпусов из легких сплавов.

Севмаш по праву считают колыбелью судовой ядерной энергетики. Полвека назад здесь создали первый отечественный корабль с ядерным реактором – боевую подводную лодку проекта 627. Новый век поставил новые задачи. Сегодня предприятие строит экспериментальные энергетические установки, способные в ближайшем будущем изменить энергосистему России.

15 апреля 2007 года на Севмаше заложен головной плавучий энергоблок атомной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ). Данная разработка – «ноу-хау» не только в России, но и в мире. Такие станции наиболее эффективны для теплоэлектроснабжения отдаленных приморских районов, военных баз, вахтовых поселков нефтяников и газовиков. Согласно контракту Севмаш построит плавучий энергетический блок и береговые сооружения станции на своей территории. Строительство плавучих АТЭС безопаснее и дешевле наземных станций. Связано это с применением технологии модульно-агрегатной сборки и многолетним опытом эксплуатации ядерных реакторов атомных подводных лодок и атомных ледоколов. Первую станцию ФГУП «Концерн «Росэнергоатом» планирует ввести в эксплуатацию в 2010 году. Большой спрос на эти комплексы уже сейчас оправдывает их серийное производство, которое представляется идеальным вариантом конверсии для военной верфи. Уже подписана декларация о намерениях строительства 6 атомных плавучих энергоблоков.

Возобновляемая энергетика – еще один ключевой элемент реализации энергетической стратегии России. В рамках этого направления на Севмаше изготовлено оборудование для единственной в стране Кислогубской приливной электростанции. Экспериментальный энергоблок, построенный в 2006 году, оснащен уникальной ортогональной гидротурбиной, которая не меняет направление вращения во время приливов и отливов. Технический и рабочий проекты разработали конструкторы Севмаша. Энергоблок отбуксирован к побережью Баренцева моря, установлен на Кислогубской ПЭС и пущен в эксплуатацию. Успешный проект заставил по-новому взглянуть на перспективы приливной энергетики. Раньше этому мешали высокая стоимость постройки и низкий КПД станций. Но сейчас, с развитием современных технологий и истощением углеводородных ресурсов, ученые все чаще обращаются к энергии природных сил. Энергоблоки, эксплуатируемые в Кислой губе, послужат для отработки гидроагрегатов будущей Мезенской ПЭС на побережье Белого моря. Опыт Севмаша будет положен в основу промышленного производства приливных электростанций в России. Преимущества верфи здесь очевидны, ведь наплавной способ строительства (когда энергоблок строится как обычное судно и на плаву буксируется к месту установки) позволяет на 40% снизить стоимость работ.

Севмаш сохранил и развивает производство изделий машиностроения для судостроительной отрасли, изготавливает оборудование для металлургической, нефтегазовой, химической и других отраслей промышленности России и зарубежья. За последние несколько лет северодвинские машиностроители освоили высокотехнологичную продукцию для атомной отрасли. В прошлом году завершено производство крупной серии транспортно-упаковочных контейнеров (ТУК) для отработавшего ядерного топлива реакторов подводных лодок, начато изготовление ТУКов по заказу ОАО «Мурманское морское пароходство» для нужд атомного ледокольного флота, комплектов для Ленинградской АЭС. В 2007 году заключены контракты на производство оборудования для Белоярской АЭС, где строится энергоблок нового поколения с ядерным реактором на быстрых нейтронах БН-800.

Продукция и технологии Севмаша достойно представлены на крупнейших российских и международных выставках. Предприятие является постоянным участником Международного Военно-морского салона, выставки «Высокие технологии XXI века». В 2007 году Севмаш удостоен диплома Минпромэнерго РФ за участие в Международной Ганноверской ярмарке в Германии.

Большое внимание на предприятии уделяется техническому перевооружению производства, наращиванию мощностей. За последние десять лет инвестиции в ТПП составили около 2,5 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей – за счет собственных средств предприятия. Введены в строй две автоматизированные линии очистки и грунтовки металлопроката мощностью более 50 тысяч тонн в год, автоматизированная линия резки деталей производительностью 30 тысяч тонн металла в год, установка автоматической сварки таврового набора производительностью 45 тысяч погонных метров в год, 400 единиц сварочного оборудования и другая техника.

Необходимым условием эффективной деятельности предприятия при сложившейся в мире острой конкуренции является обеспечение технико-экономических показателей на уровне лучших верфей мира. Для этого необходимо осуществить модернизацию производственных мощностей для организации крупноблочного метода строительства оффшорных сооружений и крупнотоннажных судов, отвечать требованиям верфи мирового уровня по показателям трудоемкости и продолжительности постройки судов. Решить проблему может создание в Северодвинске современного судостроительного комплекса совместным участием ФГУП «ПО «Севмаш», ФГУП МП «Звездочка», ФГУП «СПО «Арктика». Предполагается построить крытый сухой док размерами 460Ч100 м с козловыми и портальными кранами большой грузоподъемности, набережную длиной 400 м, транспортные пути, расширить корпуса цехов, провести техническое перевооружение производств. На эти цели требуются большие финансовые средства, и без государственной поддержки здесь не обойтись.

В соответствии с Указом Президента РФ (№ 394, от 21 марта 2007 г.) на предприятии развернута работа по интеграции ФГУП «ПО «Севмаш» в состав ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта». В свою очередь, эта структура войдет в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», которая создается в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала ОПК, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для ВМФ, развития гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.

В период реорганизации важно не потерять темпов строительства заказов, не утратить связей межзаводской кооперации, проверенных поставщиков материалов, не потерять опытных управленцев и получить максимум выгоды, что может дать предприятию новая организационно-правовая форма. Традиционно серьезное внимание на Севмаше уделяют кадровой и социальной политике. Ежегодно на завод приходят сотни молодых рабочих и специалистов, постоянно повышается заработная плата. На всероссийском конкурсе кадровая служба Севмаша признана лучшей в России. В 2006 году за большой вклад в развитие судостроения и создание новых образцов специальной техники трудовому коллективу Севмаша была объявлена благодарность Президента – высший знак отличия для предприятий в современной России. Большая группа корабелов удостоена государственных наград. Высокое доверие, которое оказывает глава государства и Правительство России коллективу Севмаша – признание настоящих и залог будущих трудовых успехов.

Перейти к содержанию № 2(20) 2007

 

№ 2(20), 2007
Судостроение

Пастухов Владимир Павлович, 
генеральный директор ФГУП «ПО «Севмаш»

Пастухов Владимир Павлович, генеральный директор ФГУП «ПО «Севмаш»

Делегация Правительства РФ на Севмаше.

Делегация Правительства РФ на Севмаше.

Полупогружная платформа MOSS CS-50 у достроечной набережной

Полупогружная платформа MOSS CS-50 у достроечной набережной

Строительство танкера

Строительство танкера


АПЛ уходит на испытания

АПЛ уходит на испытания

Плавучий энергоблок АТЭС на Севмаше (дизайн-проект)

Плавучий энергоблок АТЭС на Севмаше (дизайн-проект)