
Заказ на серию из десяти водолазных катеров проекта А160 был размещен на ОАО «ЗНТ» Государственным Заказчиком – Федеральным Агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и заказчиком – ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта». Суда предназначены для работы в интересах «Госморспасслужбы России» во всех бассейновых управлениях страны. Первые семь судов проекта А160 (строительные номера 801-807) своевременно и с надлежащим качеством сданы заказчику и направлены в порты приписки Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск, Астрахань, Корсаков и Владивосток. Три судна (строительные номера 808-810) будут направлены в Архангельск, Новороссийск и Калининград до конца 2012 года.
– Четыре первых судна серии построены по первоначальному проекту, шесть остальных – по модернизированному, – рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. – В частности, изменены обводы кормы судна, что позволило улучшить его мореходные характеристики, и удлинен корпус судна на две шпации, следствием чего стало увеличение площади рабочей палубы для водолазов. Для улучшения рабочих характеристик судна были добавлены скуловые кили, введены резервная автономная система обогрева водолазов и дополнительная система видеонаблюдения (связи с водолазами). Внесен еще ряд изменений, необходимость которых эксплуатирующие службы довели до завода по результатам испытаний первых четырех судов.
Все изменения внесены силами и средствами завода. Модернизированный проект получил высокую оценку специалистов.
– Завод сработал хорошо, – подтверждает Владимир Поляков, первый заместитель директора Балтийского аварийно-спасательного управления.
– Корпус по своим мореходным качествам получился удачный, судно держит волну, развивает приличную скорость.
Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой.
Катер спроектирован по Правилам Российского морского регистра судоходства на класс: КМ Ice2 R3 – RSN АUT3 SDS<60 diving ship.
Размерения
|
|
Длина наибольшая, м | 28,09 |
Длина по КВЛ, м | 27,20 |
Ширина наибольшая, м | 5,6 |
Высота борта на миделе, м | 3, 0 |
Высота борта в носу,м | 3,4 |
Осадка средняя, м | 1,5 |
Дедвейт
|
|
Экипаж с багажом, т | 0,3 |
Водолазы с багажом, т | 0,5 |
Провизия, т | 0,15 |
Пресная вода, т | 5,2 |
Топливо и масло, т | 3,52 |
Итого,т | 9,67 |
Водоизмещение
|
|
Порожнем, т | 94,5 |
Полное, т | 112,5 |
Главный двигатель
|
|
Мощность, кВт | 2х441 |
Скорость хода |
|
полного, уз. | 13,7±0,3 |
Экономичного, уз. | 10 |
Дальность плавания полным ходом, миль | 200 |
– На государственных испытаниях катера подтвердили все заложенные проектными решениями характеристики, в чем убедились и специалисты наших БАСУ, – подтверждает в своем официальном отзыве заместитель руководителя – главный инженер ФГУ «Госморспасслужба России» С.А. Белов. – Рейдовый водолазный катер проекта А160 в полном объеме соответствует современным требованиям Российского морского регистра судоходства, предъявляемым к судам данного класса.
Водолазный комплекс, расположенный на судах, обеспечивает возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров, осуществляя при этом в любое время суток полный контроль над проведением спусков. Не ограничены возможности исследовательских, поисковых, спасательных и технических работ, так как на судах проекта А160 представлен полный комплект инструментов для подводной сварки и резки, гидравлический инструмент, средства грунторазмыва.
– РВК проекта А160 оснащены самым современным оборудованием, в то время как технические возможности предшествующих проектов не позволяли размещать полноценные водолазные комплексы, – изложил свою оценку Сергей Белов.
На катере предусмотрено размещение водолазного комплекса, для выполнения водолазных работ с использованием для дыхания сжатого воздуха на глубинах до 60 метров, со следующим составом оборудования:
Средства обеспечения водолазных спусков и работ:
Средства обеспечения связи и телевизионного контроля:
Средства подводного освещения:
Средства обеспечения водолазных работ:
Система водообогрева водолаза:
Таким образом, размещенный на катере судовой водолазный комплекс полностью соответствует «Правилам классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов, судовых водолазных комплексов и пассажирских подводных аппаратов» РС. Необходимо отметить, что требования Морского Регистра во многом жестче, чем правила и нормативные документы ВМФ.
– Мы считаем очень своевременным проведение обновления водолазного флота, поскольку до появления катеров проекта А160 в Российской Федерации эксплуатировались водолазные катера, проектные решения которых создавались в 70-е годы прошлого века, – отметил заместитель руководителя ФГУ «Госморспасслужба России» С.А. Белов.
На сегодняшний день более 60% водолазных судов и катеров в составе Военно-морского флота выслужили установленный срок эксплуатации и имеют ограничения по объему выполнения возложенных на них задач. В состав ВМФ за последние 10 лет было принято только одно водолазное судно проекта 11980. В то же время из состава ВМФ за последние пять лет исключено около десяти единиц водолазных судов и катеров. Подобная динамика изменения судового состава может существенно ограничить возможность решения военными водолазами задач поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ.
В настоящее время задачи ПСО ВМФ решаются с использованием водолазных катеров проекта 1415рв «Фламинго». Проект катера был разработан в ЦКБ «Редан» в конце 60-х годов. На сегодняшний день катера данного класса морально и физически устарели и не производятся серийно уже несколько лет. Большая часть заложенного в проект 1415рв общесудового и специализированного водолазного оборудования уже либо не производится, либо не соответствует современным требованиям и правилам регулирующих и надзорных органов.
– В 2011 году, по результатам корректировки технического проекта и модернизации РВК А160, с учетом пожеланий специалистов-водолазов по оборудованию водолазного поста судна, а также с учетом требований Военно-морского флота, специалистами КБ «ЗНТ-Инжиниринг» был разработан проект рейдового водолазного катера ZT28D «Пеликан», предназначенного для решения задач поисково-спасательного обеспечения ВМФ, – рассказывает генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергей Коновалов.
Сравнительный анализ основных тактико-технических характеристик рейдовых водолазных катеров проектов 1415рв (в настоящее время эксплуатируемого в ВМФ) и ZT28D «Пеликан» показывает:
Наименование основных ТТХ | Проект 1415рв «Фламинго» | Проект ZT28D «Пеликан» | |
1. Тактико-технические элементы | |||
1.1. | Скорость хода, узл.- полная | 12 | 13,7±0,3 |
| Главные размерения, м
|
|
|
| - длина наибольшая, м | 21,2 | 28,09 |
| - ширина наибольшая, м | 3,95 | 5,6 |
1.2. | Водоизмещение, полное, т | 42,0 | 112,5 |
1.3 | Возможная глубина выполнения водолазных работ, м | до 45 м | до 60 м |
2. Энергетическая установка | |||
2.1. | Главные двигатели | 1хЗД12АЛ |
|
| - мощность, кВт | 225 | 2х441, DI1643M, Scania, Швеция |
3.1 | 3. Средства выполнения водолазных работ | ||
| - водолазные станции | 1хСВУ-3 3-х болтовое | Шланговое снаряжение: - вентилируемое снаряжение - 02 к-та - снаряжение с открытой схемой дыхания - 02 к-та Автономное снаряжение: - снаряжение с открытой схемой дыхания - 04 к-та |
| - декомпрессионные камеры | 1хРКУ-М | Двухотсечная декомпрессионная камера РБК-1400 на 4-х водолазов, одобрена РМРС |
| в). Система газов | ||
| - воздушные компрессоры | 1хДК-2-3 | 2хLW-450E |
| - запасы ВВД (число х емкость баллонов, л х давление, МПа) | 2х250х20 | 14х100х30, объединенные в 4 группы |
|
| - система сварки и резки под водой - водолазный ручной инструмент | - системы: сварки и резки под водой, грунторазмыва, обеспечения работ с жёсткими и мягкими понтонами; - комплект гидравлического инструмента STANLEY; - приборы неразрушающего контроля толщин метала; - приборы для обеспечения поиска и обследования под водой; - установка водообогрева на 2-х водолазов (дизельная); - водолазный ручной инструмент. |
Задачи, которые будет решать катер, предназначенный для службы на военно-морских базах страны, определены уже сейчас:
– Требования к катеру для нужд Министерства обороны будут определены именно этими задачами, – считает главный конструктор КБ «ЗНТ – Инжиниринг» Андрей Чичагов. – Судно должно обладать хорошими эксплуатационными, мореходными и маневренными качествами, иметь надежную энергетическую установку и электроэнергетическую систему, в нем должны быть созданы максимально возможные комфортные и безопасные условия жизни и работы экипажа, оно должно быть вооружено самыми современными средствами навигации, радионавигации, связи, необходимыми судовыми устройствами, водолазным снаряжением Таким образом, с развитием военно-морского флота требуются новые, перспективные, отвечающие современным тенденциям, модернизированные для оптимального выполнения подводно-технических и водолазных работ проекты судов. ОАО «Завод Нижегородский Теплоход», имея опыт строительства 10 рейдовых водолазных катеров для «Госморспасслужбы России» и положительные результаты проведения государственных испытаний судов проекта А160, предлагает в качестве базового проекта водолазного катера для ВМФ рассмотреть проект ZT28D «Пеликан».
– Пока техническое задание на выполнение работ по строительству объекта «Рейдовый водолазный катер» для нужд Министерства обороны Российской Федерации находится в стадии согласования, – рассказывает Сергей Коновалов. – Однако выполненные проработки на соответствие требованиям ВМФ уже позволяют надеяться, что рейдовый катер проекта ZT28D, вобравший в себя все лучшее от проекта А160, по многим показателям будет соответствовать ожидаемым функциональным характеристикам и отвечать требованиям Военно-морского флота и Российского морского регистра судоходства к данному классу судов.
Дата основания – 1911 год. Основная специализация – создание судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и изделий судового машиностроения. Предприятие имеет опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов различного типа.
Завод Нижегородский Теплоход (ЗНТ), ОАО
606440, Нижегородская обл., г. Бор, ул. Луначарского, д.128
Телефон: +7 (831) 592 03 25
E-mail: znt@znt-yard.ru
Перейти к содержанию № 2(40) 2012
SETCORP.ru - ежедневные новости судостроения, энергетики, транспорта. Избранные темы публикуются в журнале "Морская Биржа" в разделе "Новости компаний - квартальный отчет".
Рекламодателям предоставляется возможность регулярной публикации информации в ленте новостей и