Выставка «ТРАНСТЕК» и конференция «Будущее Российских Портов»

Первая Международная конференция «Будущее Российских Портов» и выставка «ТРАНСТЕК-2008» продемонстрируют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность отечественных портов и национальной транспортной системы.

На основе значительных позитивных изменений в течение ряда прошедших лет российские порты вступают в новый этап своего развития. Российские порты являлись одним из ключевых факторов экономического и внешнеторгового развития страны на протяжении последних двадцати лет. Наши порты – это базовый элемент, связующий воедино морские, речные, каботажные перевозки, а также оказывающий значительное влияние на железнодорожные, автомобильные и воздушные перевозки в Российской Федерации.

В 2008 г. Ассоциация Морских Торговых Портов (АСОП) отмечает 20-летие своей учредительной конференции, состоявшейся в декабре 1988 г. в Ленинграде. По этому случаю в преддверии 20-летия создания АСОП, Ассоциация решением ежегодной конференции 2007 г. поддержала проведение в морской столице России – Санкт-Петербурге – Первой международной конференции «Будущее Российских Портов». По мнению Президента АСОП О.А.Терехова, проведение конференции даст благоприятную возможность международным портовым структурам и предприятиям портовой промышленности установить и развить взаимовыгодные связи со своими коллегами в России, а отечественному портовому бизнесу – представить свой потенциал как перспективных, конкурентоспособных и равноправных участников международного транспортного рынка.

Ассоциация Морских Торговых Портов играет одну из наиболее важных ролей в ускорении и координации этого процесса в сотрудничестве с государственными транспортными структурами, производственниками, представителями международного портового и транспортного сообщества во всем мире.

Проведение данного мероприятия также вошло в план работ на 2008 г. Евро-Азиатского Транспортного Союза (ЕАТС), Дирекция выставок совместно с Институтом Проблем Транспорта РАН вошла в состав соучредителей Союза. Одной из целей и задач ЕАТС является осуществление функций постоянно действующего Секретариата международных транспортных конференций и выставок. В состав Наблюдательного Совета ЕАТС, возглавляемого заместителем Председателя Государственной Думы РФ А.Н.Чилингарова, входят руководители и представители ОАО «Российские Железные Дороги», министерства транспорта РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, ЕврАзЭс, Российского Союза промышленников и предпринимателей, ОАО «Сбербанк России», ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «ГМК «Норильский Никель», ЗАО «Северстальтранс», ОАО «Аэрофлот».

Проведение выставки и конференции именно в Санкт-Петербурге соответствует роли Санкт-Петербурга и всего Северо-Запада в целом как зоны нового экономического роста в Балтийском регионе, которая все более усиливается в части укрепления транспортного диалога «Россия-ЕС», активно развиваются транспортные и экономические отношения со странами ШОС и ЕврАзЭс.

В феврале 2007 г. в рамках петербургского визита Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ Бориса Грызлова состоялось совещание с руководителями предприятий и ассоциаций города, посвященное законодательному обеспечению развития портово-промышленного комплекса Финского залива. Б.Грызлов проинформировал собравшихся об одном из проектов «Единой России» под названием «Санкт-Петербург – морская столица России». Он поделился своим видением развития портовой функции города: планируется, что через Санкт-Петербург будет осуществляться более 50% объемов экспорта России в страны ЕС и более 50% импорта из этих стран. Также Б.Грызлов подчеркнул возрастающее значение портов Ленобласти и особую значимость недавнего решения о расширении на 50 млн. тонн в год маршрута транспортировки российской нефти через Приморск. К 2015 г. грузооборот Большого порта «Санкт-Петербург» может составить порядка 85-90 млн. тонн в год.

Конференция пройдет совместно с традиционной транспортной выставкой «ТРАНСТЕК-2008». Ранее выставки «ТРАНСТЕК» получили высокую оценку руководителей Государства и транспортной отрасли России.

В приветствии участникам предыдущей выставки «ТРАНСТЕК-2006» заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, председатель Наблюдательного Совета ЕАТС. Герой Советского Союза, А.Н.Чилингаров указывает, что «международные конференции по транспорту и выставки «ТРАНСТЕК», традиционно проходящие в России с 1998 г., стали одним из самых серьезных событий, влияющих на развитие транспорта Евроазиатского континента. Направленность обоих мероприятий в области комплексного развития транспорта и международного транзита грузов на основе глубокой интеграции транспорта России в международную евроазиатскую транспортную систему, являющейся одним из приоритетных направлений национальной транспортной политики и экономической интеграции. Выставки способствуют консолидации инициативы международных организаций, государства и частного бизнеса в развитии современных транспортных связей».

В приветствии Президента ОАО «Российские Железные Дороги» В.И.Якунина участникам «ТРАНСТЕК-2006» констатируется, что «тема, которой посвящены выставки «ТРАНСТЕК» – развитие международных коммуникаций с использованием уникального транзитного потенциала России, – чрезвычайно важна для нашей страны и актуальна для всего мирового сообщества. Не случайно это значимое мероприятие проходит в нашей северной столице, основанной Петром I в стремлении «прорубить окно в Европу» и включить Россию в глобальные транспортные коммуникации той эпохи. В наше время мы видим, как Санкт-Петербург, оставаясь главным морским портом страны, превращается в крупнейший мультимодальный транспортный узел, логистический центр мирового уровня. Собравшись в этом передовом по уровню транспортного развития регионе России, мы должны заново оценить весь проделанный объем работы по интеграции нашей страны в мировую транспортную систему, скоординировать планы действий и объединить усилия в целях повышения привлекательности российских транспортных коридоров для международных перевозок. Конечно, усилиями одного только железнодорожного транспорта нельзя повысить привлекательность транспортных коридоров нашей страны на мировом рынке перевозок. ОАО «РЖД» стремится к активному взаимовыгодному сотрудничеству со всеми заинтересованными участниками транспортно-логистического бизнеса».

Проведение выставки и конференции соответствует основным тенденциям развития российской транспортной политики и целям международного транспортного сотрудничества. Так, Северный морской коридор (СМК) в последнее время все чаще фигурирует в документах Евросоюза. Эта новая задача ЕС, финансируемая программами «Интеррег III», «Северное море и Северная периферия», нацелена на создание транспортного коридора между российским Севером и континентальным побережьем Европы. Проект включает в себя 20 регионов в 9 государствах мира. При его реализации он объединит в единую транспортную систему территории, простирающиеся от Великобритании на юге, Исландии и Гренландии на северо-западе до Норвегии и России на северо-востоке. СМК становится новым «окном в Европу» и для российского региона. Развитие имеющихся уже портов Мурманск и Архангельск, а также строительство новых на севере России. В соответствии с подписанным в 2004 г. Соглашением между ООН и Правительством РФ успешно реализуется Программа ООН «Развитие инфраструктуры и суперструктуры портов Российской Федерации», объем финансирования по которой составил 50 миллионов долларов США. По данным министерства транспорта РФ в 2006 г. планировалось ввести в морских и специализированных портах в эксплуатацию производственных объектов общей мощностью 27,8 млн. тонн. В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» в 2006 г. введено в эксплуатацию производственных объектов мощностью 43,2 млн. тонн. Сегодня портами Российской Федерации переваливается грузов в 3,5 раза больше, чем в начале 90-х гг. Уже в 2007 г. планируется переработать 430-440 млн. тонн грузов, т.е. больше, чем всеми портами Советского Союза в конце 80-х гг. При сохраняющихся темпах объёма экспорта и благоприятной ценовой конъюнктуре на сырьё объём перевалки грузов в морских портах России к 2010 г. должен достигнуть 540 млн. тонн.

Активно идет процесс создания в РФ особых экономических зон в портах. Инвесторы, которые в течение трех лет вложат в создание инфраструктуры 100 млн. евро (или 50 млн. евро в модернизацию имеющейся, или 3 млн. евро в развитие производства на существующей инфраструктуре), получат ряд налоговых и таможенных льгот. В частности, они смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров, топливо и ГСМ. Кроме этого, резиденты будут на пять лет освобождены от уплаты налога на имущество и землю.

В Ассоциации морских портов России сообщили, что суммарный грузооборот российских портов в первом квартале 2007 г. превысил 103 млн. тонн, увеличившись на 9,5 процента к показателям аналогичного периода прошлого года. В абсолютном выражении рост составил почти 9 млн. тонн. За три года объем перевозок железнодорожным транспортом на российских морских терминалах увеличился в полтора раза. Есть прогноз, что рост грузопотока сырой нефти через Архангельск и Мурманск к 2010 г. дойдет до 20 млн. тонн, а к 2015 г. – до 40 млн. тонн.

В мае 2007 г. на совместном заседании Морской Коллегии при Правительстве РФ и Госсовета России Президент РФ В.В. Путин, касаясь вопроса интеграции России в глобальную систему международной торговли и перевозок, отметил, что более 60% российской внешней торговли осуществляется посредством морских перевозок . Приоритетным вопросом является увеличение возможностей портов. Необходимо строительство новых портовых мощностей, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к портам, развитие крупных логистических центров.

Президент Российского Союза выставок и ярмарок, Генеральный директор ЛЕНЭКСПО С.П.Алексеев в приветствии Союза к участникам выставки «ТРАНСТЕК» подчеркнул, что в «Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России в соответствии со стратегией Минтранса России в регионе на базе государственно-частного партнерства реализуются амбициозные транспортные инфраструктурные проекты, включая завершение строительства комплекса защитных сооружений в Финском заливе с современной системой пропуска судов, строительства Кольцевой автомагистрали и Западного скоростного диаметра, проект «Морской фасад» в западной части Васильевского острова, активно ведутся работы по развитию скоростной автомагистрали «Санкт-Петербург – Москва», нового портового комплекса «Усть-Луга», призванного обеспечить стратегический прорыв во внешней торговле на направлении Россия-Германия и транспортную доступность Калининградской области, на полную мощность вышли портовые комплексы «Приморск» и «Высоцк», активно участвующие в программе энергетического диалога России с европейскими и американскими партнерами».

Перейти к содержанию № 3(21) 2007

 

№ 3(21), 2007
Порты