Какая реформа нужна морскому образованию

Н.Н.Григорьев, доцент, начальник морского колледжа
А.Я.Марченков, ген. директор ЗАО «Балтдрага», капитан дальнего плавания
А.В.Яловенко, профессор, директор института управления и экономики ГМА им. адм. С.О.Макарова

Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-либо. С формальной точки зрения под реформой понимается нововведение любого содержания.

С началом перестройки в нашей стране все время что-то реформируется. Дошло это веяние и до образования. В последние годы все чаще приходится слышать о необходимости реформирования морского образования. При этом каждый из реформаторов вкладывает в этот процесс собственный смысл.

В общей канве системы российского образования, морское образование имеет свои особенности, определяемые тем, что оно интегрируется в мировое морское образование. Особенности морского образования обусловлены спецификой профессиональной деятельности специалиста как при работе на судне, так и при эксплуатации других объектов, связанных с водным транспортом. Специфика работы на морском флоте требует единства подходов при решении задач по обеспечению безопасности мореплавания. В процесс перевозки грузов вовлечены люди с различным уровнем профессиональной подготовки и с разным менталитетом. Значит, требуется некий международный стандарт, определяющий минимальные требования безопасности при приеме, перевозке и выгрузке груза, а в идеале должна быть обеспечена непрерывность транспортного потока. В спектр безопасности мореплавания включается широкий круг проблем, охватывающий как вопросы процесса судовождения, так и безопасности вообще, а также коммерческие, правовые и другие аспекты деятельности. А это означает, что на передний план выходит проблема уровня квалификации моряков, которая должна определяться международными документами. Такой документ был разработан Международной морской организацией (ИМО). Речь идет о международной Конвенции ПДНВ-78/95, которая вступила в действие в 1978 году, а позднее, в 1995 году, в нее были внесены дополнения. Так появился международный стандарт морского образования. Следует заметить, что этот стандарт предъявляет минимальные требования к уровню знаний и умений морских специалистов, ниже которого опускаться нельзя. В каждой стране существуют национальные требования, уровень которых разный и зависит, как правило, от уровня развития страны.

Система морского образования в нашей стране, которая пока еще работает и сегодня, сформировалась в конце Великой Отечественной войны. Эта система была создана в виде учебных заведений различного уровня: высшие инженерные морские училища (ВИМУ), средние мореходные училища (МУ) и учебно-курсовые комбинаты (УКК) – для подготовки командных кадров. Кроме того, была создана целая сеть мореходных школ для подготовки рядового состава.

На первом этапе кадры командного состава флота пополнялись выпускниками учебно-курсовых комбинатов, которые обучались в течение нескольких месяцев. С учетом небольшой интенсивности движения, невысоких скоростей и несложной техники на борту судов в первые послевоенные годы выпускники УКК успешно справлялись со своими обязанностями. Затем на флот стали поступать более подготовленные специалисты из мореходных училищ. Кроме хорошей практической подготовки они имели более высокий уровень знаний, чем выпускники УКК. На какой-то период они стали основой командных кадров советского морского флота. Однако, с появлением новых судов, имеющих более высокие скорости, с ростом интенсивности движения судов в море, а также с появлением на судах новой современной техники предпочтение на флоте стало отдаваться специалистам с высшим образованием. Среднее морское образование стало терять престиж. Это произошло не потому, что кто-то отдал приказ о формировании командного состава судов специалистами с высшим образованием, а потому, что само время заставило пойти на это решение. На современном судне нужен специалист, способный в любой ситуации на основе имеющейся информации и ее анализа найти правильное решение. А таким специалистом может быть только специалист с высшим образованием. Дело в том, что в высшем учебном заведении будущим специалистам прививаются навыки принятия решения на основе всестороннего анализа имеющейся информации. Подготовка же специалиста со средним образованием ведется методом натаскивания на стандартные ситуации. Такой специалист не всегда сможет найти правильное решение в ситуации, которая ему не знакома. Особенно сегодня, в условиях высочайшей интенсивности движения судов, высокой их скорости и насыщенности новейшим оборудованием. Конечно, судовые специалисты приобретают отточенность своих практических навыков в процессе работы. Но острота этой отточенности напрямую зависит от того уровня знаний, который они получили в учебном заведении.

Сегодня специалисты и с высшим, и со средним морским образованием получают одинаковые рабочие дипломы. И это наша беда. Такого быть не должно. Не должны специалисты с разным уровнем знаний иметь право командовать судном любого класса. Конечно, в условиях нашего уродливого рынка, когда основной задачей некоторых судовладельцев является прибыль любой ценой, специалисты со средним морским образованием, как более «дешевые» могут найти применение на флоте. Но нельзя же, прикрываясь рыночной экономикой и экономической целесообразностью, забывать о вопросах безопасности мореплавания. А ведь некоторые аварии судов могут приводить к настоящим экологическим катастрофам.

В 60-е годы прошлого столетия в высших морских учебных заведения велась подготовка специалистов по программам с сокращенным сроком обучения. Причем сокращение срока обучения было не за счет объема учебного материала, а за счет отсутствия практик, так как в эти группы набирались специалисты со средним морским образованием и стажем работы не менее 5 лет, и отсутствия военно-морской подготовки, которую они уже имели в МУ. Преподаватели с удовольствием работали с курсантами этих групп. Дело в том, что учились уже специалисты с определенным практическим опытом, но у них возникало много вопросов, с которыми они встречались в процессе работы, но не находили на них ответов, из-за недостатка знаний. Сегодня делается попытка возродить такой метод подготовки, который, сразу можно сказать, не приведет к нужным результатам. Дело в том, что в группы ведется набор непосредственно выпускников средних морских учебных заведений. У них не может возникнуть никаких вопросов, так как они ни одного часа самостоятельной вахты не отстояли на мостике или в машинном отделении. Сокращение же обучения осуществляется за счет перезачета отдельных разделов специальных дисциплин, которые они изучали в МУ. При этом совершенно не учитывается тот факт, что в среднем и высшем учебном заведении изучение специальных дисциплин происходит на различной общеобразовательной базе. Так можно дойти и до перезачета отдельных разделов общеобразовательных дисциплин на основе того, что изучалось в средней школе.

Действующая в РФ система морского образования вполне удовлетворяет требованиям Международной морской организации и органично вписана в международную систему подготовки и дипломирования моряков. В условиях жесткой конкуренции на международном рынке труда российская система подготовки морских кадров сохраняет свои позиции, несмотря на трудности и проблемы, сдерживающие ее развитие. Сегодня выпускники российских морских учебных заведений пользуются большим спросом на международном рынке труда. Это говорит, в некоторой степени, о качестве их подготовки. Так может быт, ничего не надо менять в системе морского образования? Может, оставить все как есть?

Ответ на эти вопросы может быть однозначным – изменять нужно. Необходимо только правильно определить: что менять и как менять.

Прежде всего, необходимо определить место на флоте и в системе подготовки морских кадров специалистов со средним морским образованием. Конечно, такие специалисты нужны, но не в тех количествах, которые сегодня способны подготовить многочисленные средние морские учебные заведения. Нужно в положении о дипломировании определить, какие должности и на судах, какого тоннажа, или при какой мощности главного двигателя могут занимать специалисты со средним морским образованием.

Разговоры о необходимости проводить реформу морского образования начались с того момента, когда в нашей стране буквально все стали переделывать. Причем считалось, что чем радикальнее будут изменения, тем значительнее будет конечный результат. И первое, за что взялись – это поиски путей сокращения сроков обучения. Причем основным критерием здесь было уменьшение финансовых затрат на подготовку кадров. Затем появились идеи скрестить среднее и высшее профессиональное образование путем разработки так называемых сквозных учебных планов.

В результате родилась многоуровневая система подготовки, которая впервые была реализована в Московской академии водного транспорта.

Прием в учебное заведение, реализующее подготовку специалистов по указанной многоуровневой системе, осуществляется на базе неполного среднего образования по результатам вступительных экзаменов. На первом уровне обучения учащиеся получают полное среднее образование и рабочую специальность. На втором уровне обучения ведется подготовка специалистов со средним специальным образованием, которая завершается сдачей экзаменов в государственной квалификационной комиссии. По результатам этих экзаменов выпускникам второго уровня обучения присваивается соответствующая квалификация. На третьем уровне обучения осуществляется подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.

К преимуществам этой системы можно отнести только то, что если учащийся вынужден прекратить, по различным причинам, обучение после первого уровня, то он будет иметь в своем активе, как минимум, рабочую специальность. С социальной точки зрения это, конечно, хорошо.

Недостатков у этой системы гораздо больше. Основными из них являются следующие:

  • если говорить о плавательных специальностях, то с учетом международных требований по плавательному цензу, на полный цикл обучения, от поступления до выпуска потребуется 9 лет. Даже если осуществлять прием лиц с полным средним образованием (после 11 классов), то этот срок будет 7 лет. Нынешняя же система подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для плавательных специальностей составляет 5,5 лет;
  • непонятно, зачем, чтобы получить специалиста с высшим профессиональным образованием, необходимо проходить все уровни. Само по себе это не дает никакого улучшения качества подготовки специалиста. В этой части рассматриваемая система копирует известную английскую систему ступенчатой подготовки кадров. Однако здесь отсутствует одна очень важная деталь, присущая английской системе. После каждой ступени обучения английский специалист какое-то время работает на судне. Приходя на обучение на следующую ступень, он уже имеет практический опыт. А это немаловажно с точки зрения качества подготовки морских кадров;
  • для того чтобы как-то уменьшить общий срок подготовки, авторы многоуровневой системы предлагают учитывать на каждом уровне обучения отдельные разделы специальных дисциплин, которые изучались на предыдущем уровне. Если с этим можно согласиться для первых двух уровней, то, что касается третьего уровня, на наш взгляд такой подход не только не совсем корректный, но и вредный с методической точки зрения, так как изучение специальных дисциплин на втором и третьем уровнях осуществляется на совершенно разной образовательной основе. И это очень важно, если мы ставим перед собой задачу подготовить специалиста с высшим профессиональным образованием, который способен принимать решения на основе анализа имеющейся у него информации.

Фактически можно устранить все перечисленные недостатки, если реализовать схему подготовки специалистов, представленную на рис.2. Здесь предусмотрена возможность поступления в высшее учебное заведение как тех, кто имеет начальное среднее образование, так и выпускников средней школы. Наличие морского лицея и подготовительного отделения позволит несколько выровнять знания выпускников различных школ с учетом требований морских учебных заведений.

Первые два года это общеобразовательная подготовка, уровень которой несколько выше, чем это требуется ныне существующим стандартом среднего профессионального образования. Разумный баланс между требованиями стандарта высшего и среднего профессионального образования на данном этапе установить вполне возможно. В этот же период ведется подготовка по программам начального профессионального образования (рабочие специальности). Кстати, такая подготовка и сегодня предусмотрена в стандартах высшего и среднего профессионального образования. Результатом обучения на первом этапе должна быть аттестация, которая определяет уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

С учетом требований к уровню знаний, необходимых для обучения на следующем этапе, а также пожелания самого учащегося, он может продолжить обучение по любому из трех направлений на втором этапе:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование с отрывом от производства;
  • высшее профессиональное образование без отрыва от производства.

Специалисты со средним профессиональным образованием могут продолжить (при их желании) обучение по программам высшего профессионального образования либо сразу после выпуска, либо после некоторого времени работы на производстве. В любом случае они начнут учебу не с первого курса, а со старшего.

Предлагаемая схема подготовки морских специалистов имеет следующие достоинства:

  • полный цикл подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием занимает 5 лет для лиц с полным средним образованием и 7 лет – для лиц с неполным средним образованием;
  • достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки позволит подготовить качественных специалистов со средним профессиональным образованием. Завершение первого этапа обучения аттестацией, которая определит дальнейшую образовательную траекторию учащихся, будет хорошим стимулом для стремления лучше учиться;
  • через аттестацию можно легко регулировать необходимое для отрасли количество специалистов со средним профессиональным образованием;
  • для специалистов со средним профессиональным образованием не нужно будет создавать искусственные схемы подготовки кадров с сокращенными сроками обучения. Они органично впишутся в общую схему подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.

К недостаткам предлагаемой схемы можно отнести необходимость разработки единого государственного стандарта подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Это необходимо начинать делать уже сейчас, когда на базе высших морских учебных заведений создаются так называемые университетские комплексы, включающие в себя морские учебные заведения как высшего, так и среднего и начального профессионального образования.

Качество подготовки специалистов в значительной степени зависит от таких факторов, как состояние материально-технической базы учебного заведения и наличие высококвалифицированных преподавательских кадров.

Что касается материально-технической базы, то применительно к морским учебным заведениям, это не только оборудование, которое устанавливается в лабораториях, но и учебный флот. При подготовке морского специалиста недостаточно пройти теоретическое и практическое обучение в учебном заведении. Даже плавательская практика не позволяет получить устойчивые практические навыки. А такие навыки выпускнику морского учебного заведения крайне необходимы. Дело в том, что с первых дней его пребывания на судне ему приходится самостоятельно выполнять обязанности, связанные с обеспечением безопасного плавания. Устойчивые практические навыки будущий морской специалист может получить только в том случае, если учебный процесс будет осуществляться в обстановке реального судна. Это очень хорошо понимали руководители государства и морской отрасли в Советском Союзе. Для морских учебных заведений была построена целая флотилия учебно-производственных судов. На борту такого судна имелась возможность проведения как лекционных, так и практических занятий с использованием действующего оборудования на учебном мостике и в учебном машинном отделении. Такая практика позволяла курсантам получать теоретические знания, которые закреплялись выполнением реальных работ в условиях плавания. В результате такой подготовки из стен морских учебных заведений выходили специалисты, которые с первых шагов были готовы к выполнению своих должностных обязанностей в полном объеме. Конечно, такая подготовка специалистов требовала определенных финансовых затрат, но исправление последствий ошибочных действий судовых экипажей может оказаться во сто крат дороже. Сегодня, к сожалению, отсутствие учебного флота и недостаточное оснащение лабораторий учебных заведений современной техникой приводит к значительному снижению качества морских специалистов.

Особое место занимает ситуация с преподавательскими кадрами в морских учебных заведениях.

Главной угрозой судоходной отрасли России является нарастающий кризис в сфере морского образования. Именно с поддержки российского морского образования следует начинать возрождение российского флота. Можно построить новые суда и порты, создать условия для конкурентной работы флота, но если не будет кадров, то все эти сооружения будут мертвы. Необходимо создать такие условия, – как это было в СССР, – при которых престижность преподавателя морского учебного заведения вышла бы на первое место среди других морских профессий.

Система российского морского образования признана лучшей в мире. И это так и есть. Однако вследствие низкой заработной платы преподавателей нет молодого пополнения как из числа немногочисленных аспирантов, так и из числа моряков, решивших перейти на береговую работу. Это все приводит к тому, что мы начинаем терять позиции.

Понятно, что только на бюджетное финансирование рассчитывать не приходится. Необходимо искать внутренние резервы. А это, прежде всего, подготовка и переподготовка в морских учебных тренажерных центрах на коммерческой основе, которую должны осуществлять только морские учебные заведения, а не коммерческие центры, которые, как это часто бывает, занимаются не обучением, а торговлей сертификатами, что несет реальную угрозу безопасности мореплавания.

Для успешной подготовки специалистов требуются как теоретики, так и практики. И тем, и другим требуется фундаментальная теоретическая подготовка, которая осуществляется через аспирантуру высших морских учебных заведений. В настоящее время приток в аспирантуру сократился. Средний возраст преподавателей превышает пенсионный. Наиболее способные выпускники уходят работать в зарубежные судоходные компании или коммерческие структуры. Чтобы исправить создавшееся положение, необходимо принять меры к тому, чтобы должность преподавателя морского учебного заведения стала престижной и социально защищенной.

Таким образом, основные направления, по которым должно реформироваться морское образование, это:

  • создание интегрированных морских образовательных комплексов, которые смогут вести подготовку и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, и специалистов рядового состава;
  • создание в морских учебных заведениях современной материально-технической базы, включающей в себя лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, и учебно-производственные суда;
  • принятие комплекса мер по повышению престижности профессии преподавателя морского учебного заведения.

На реализацию этих мероприятий потребуется значительное финансирование. Поэтому есть опасение, что реформа морского образования нашими руководителями будет направлена по совсем другим направлениям, которые позволят уменьшить объемы финансирования для подготовки морских специалистов. Если это произойдет, то морской флот России может остаться без кадров, а сама Россия может перестать быть великой морской державой.

Перейти к содержанию № 3(21) 2007

 

№ 3(21), 2007
Судоходство