
Чтобы минимизировать случаи возникновения и развития пожаров, Международная морская организация (ИМО) разработала правила пожарной безопасности для торговых судов в рамках Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). В июле 1998 года ИМО ввела Кодекс применения процедур испытаний на огнестойкость (FTP Code). Он содержит свод методов испытаний на пожаробезопасность деталей и материалов, применяемых на судах. В основе кодекса лежат методы огневых испытаний, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) и включающие испытания на негорючесть, огнестойкость, возгораемость, распространение пламени, дымообразование, токсичность деталей и материалов, а также специальных изделий, таких как текстильные материалы, мягкая мебель и кровати.
Центральный технический отдел компании R&M в течение последних несколько лет успешно занимается разработкой решений и концепций, в которых помимо использования стандартных судовых панелей класса горючести от B0 до A60 учитываются требования применения легких конструкций. Легкие материалы в судостроении завоевывают все большую популярность, поскольку позволяют снизить расходы на топливо и повысить устойчивость судна. Недостатком данных материалов является их пониженная огнестойкость, по сравнению со стандартными решениями из сэндвич-панелей. Поэтому разработка легкой конструкции требует инженерного решения по противопожарной защите, чтобы обеспечить уровень пожаробезопасности, сравнимый с традиционными материалами.
В рамках отдельных положений СОЛАС допускается использование неметаллических строительных материалов, если они являются огнезадерживающими. Это означает, что данные материалы должны выдержать комплексные испытания на живучесть в условиях крупного пожара в соответствии со стандартом ИСО 9705, с учетом строгих требований к теплоотдаче и дымообразованию.
И если раньше изготовление огнестойких конструкций класса A60 с применением композитных, алюминиевых или древесных материалов было де-факто невозможным, то сегодня данная задача технически разрешима. Необходимая для этого концепция изоляции и противопожарной защиты включает в себя использование новых изоляционных материалов. Окончательной сертификации конструкции предшествуют соответствующие испытания на пожаробезопасность, проводимые одним из институтов пожарной безопасности, имеющим международную аккредитацию. Чтобы избежать дополнительных расходов и рисков получить отрицательный результат на испытаниях, все конструкции и материалы сначала подвергаются испытаниям на пожаробезопасность в собственной лаборатории R&M, где моделируется широкий спектр условий.
Схема 1: Испытания по нормативным температурным показателям пожарной безопасности A60 70 мм ISOVER Ultimate MPN66 на алюминиевой сандвич-панели «Metawell»
Однако для достижения оптимального соотношения технически возможных конструкций и минимальных затрат на строительство требуется тесная кооперация и сотрудничество между конструкторами судна, инвесторами, судостроительным заводом и органом по сертификации. На первый взгляд излишние, дополнительные затраты на материалы и конструкции могут быстро превратиться для заказчика в выгодные вложения, если, помимо пожарной безопасности, принимать в расчет такие факторы, как снижение массы, звукоизоляцию и декор.
В то время как в яхтостроении альтернативные противопожарные решения стали уже почти стандартом и все больше вытесняют классические панели, растет объем применения легких составных конструкций из алюминия и в нашей области.
В качестве примера безопасного использования панелей в зоне повышенных требований пожарной безопасности A60 может рассматриваться панельная система R&M M1000. Она соответствует всем требованиям пассивной пожарной безопасности, предъявляемым в соответствии с классом A60. Данная система представляет собой облегченную конструкцию из сандвич-панелей, которые могут использоваться вместо обычных изолирующих конструкций на стальном каркасе. Лицевая сторона покрыта пленкой ПВХ и обладает отличными декоративными качествами. Совместное использование с эластичными конструкциями полов фирмы R&M, которые выполняются из алюминия и обладают хорошими виброгасящими свойствами, позволяет снизить вес конструкции прежде всего на верхних палубах (мостик, верхний спардек), для которых данный вопрос критичен.
Перейти к содержанию № 2(36) 2011
Испытательная печь для контроля материалов R&M
Подготовка к испытанию по нормативным показателям пожарной безопасности B15 алюминиевой легкой панели R&M (до испытания)
(после испытания)
Конструкция переборки A60 с использованием панели R&M M1000
Виброэластичный алюминиевый пол в комбинации с конструкцией A60
SETCORP.ru - ежедневные новости судостроения, энергетики, транспорта. Избранные темы публикуются в журнале "Морская Биржа" в разделе "Новости компаний - квартальный отчет".
Рекламодателям предоставляется возможность регулярной публикации информации в ленте новостей и