Итоги выставки и конференции «НЕВА-2007»

Состоявшаяся в Санкт-Петербурге в «ЛЕНЭКСПО» Международная морская выставка «НЕВА-2007» стала рекордной за всю историю проведения с 1991 г. Общее количество российских и иностранных участников составило 808 фирм и предприятий из 40 стран, из них 636 с собственными экспозициями и 172 в составе объединенных стендов. Общая площадь выставки составила 10719 кв.м нетто. В конференции на базе выставки «НЕВА-2007» приняли участие 350 делегатов и 55 докладчиков.

«НЕВА-2007»

НЕВА-2007» проводилась под эгидой Морской Коллегии при Правительстве РФ при поддержке Совета Федерального Агентства Морского и Речного Транспорта, Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле и Комитета по транспортно-транзитной политике Правительства Санкт-Петербурга, Союза Производителей Нефтегазового Оборудования, Союза Российских Судовладельцев, Ассоциации Морских Торговых Портов, Российской Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков. С-Петербургского Альянса Сварщиков, Евро-Азиатского Транспортного Союза, НИИ Арктики и Антарктики «Росгидромета» РФ, Российского Оргкомитета Международного Полярного Года 2007/2008.

В своем Приветствии к участникам выставки «НЕВА-2007» Министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин подчеркнул, что Российская Федерация имеет разветвленную сеть морских портов, которые ежегодно обрабатывают свыше 60% внешнеторговых грузов страны, и по оценкам министерства, объемы перевалки грузов будут кратно увеличиваться год от года. «Сегодня мы с уверенностью говорим о том, что нам практически удалось решить вопрос транспортной независимости и обеспечения безопасности России в области портовой деятельности. При этом мы отмечаем, что пока наши порты не достигли требуемого уровня конкурентоспособности. Для этого существуют как объективные, так и субъективные предпосылки, – сказал Игорь Левитин.

В целях повышения привлекательности отечественных портов, Министерство транспорта Российской Федерации сегодня разрабатывает комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон. Сюда входят мероприятия в области нормативно-правового регулирования, мероприятия по развитию портовой инфраструктуры, в том числе и на принципах государственно-частного партнерства и мероприятия по совершенствованию системы управления морскими портами, включая вопросы урегулирования земельных и имущественных отношений.

Безусловно, особая роль морских портов найдет свое отражение и в формируемой сегодня новой Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 год».

Министр отметил, что вопросы повышения конкурентоспособности морских портов России, увеличения их доли в мировом распределении грузопотоков, так же как вопросы возрождения в нашей стране вековых традиций судостроения, повышения безопасности мореплавания и другие актуальные темы широко обсуждаются в рамках «Невы-2007». Министр транспорта России выразил уверенность, что работа выставки несомненно, вносит существенный вклад в развитие морского транспорта России.

В обращении к гостям и участникам выставки Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике В. А. Попов заявил, что Комиссия отмечает возрастающую роль и значимость выставки «НЕВА» для взаимодействия структур, связанных с судостроением, судоходством, портовой деятельностью, освоением океана и шельфа. «НЕВА» по праву занимает четвертое место в мире среди гражданских морских форумов, в ее работе принимают участие более 650 фирм из 45 стран.

Значимым событием для выставки «НЕВА-2007» стало включение ее в Российскую программу мероприятий по проведению Международного полярного года 2007/2008. Важность этого обусловлена тем, что вопросы освоения Арктики и Антарктики для России стали особенно актуальными в связи с расширением масштабов проведения разведки и добычи на шельфе углеводородного сырья, его транспортировки, сохранением и улучшением экологической обстановки морских арктических регионов.

Проведение в рамках выставки «НЕВА-2007» конференции «Международное Евро-Азиатское сотрудничество по развитию экономической деятельности и транспорта в Арктике и регионах с постоянными и сезонными ледовыми условиями» будет способствовать укреплению позиций России на международной арене, привлечению производственных структур и инвестиций в дело развития Арктики и Антарктики.

Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике выразила уверенность, что выставка «НЕВА-2007» и конференция «Международное Евро-Азиатское сотрудничество по развитию экономической деятельности и транспорта в Арктике и регионах с постоянными и сезонными ледовыми условиями» придали дополнительный импульс для более активной работы морской общественности, внесли серьезный интеллектуальный вклад в дальнейшее развитие морского дела в России.

Санкт-Петербург впервые можно назвать «полярной» столицей России, заявил на официальном открытии выставки вице-спикер Государственной Думы РФ, Председатель Наблюдательного Совета Евро-Азиатского Транспортного Союза А. Н. Чилингаров. «На протяжении девяти лет выставка «НЕВА» доказывает, что Петербург – морская столица России. Однако сегодня мы впервые можем назвать его полярной столицей России, с учетом, что в рамках выставки начала работу конференция по вопросам освоения Арктики и Антарктики», – отметил вице-спикер.

«24 сентября от Министерства природных ресурсов РФ пришло подтверждение о том, что хребет Ломоносова принадлежит Российской Федерации», – заявила губернатор Санкт-Петербурга, Председатель Морского Совета при Правительстве С.Петербурга В. И. Матвиенко на официальном открытии выставки «Нева-2007». В.И.Матвиенко высоко оценила роль выставки для продвижения Программы «Санкт-Петербург – морская столица России», реализуемой совместно Правительством города Морским Советом, органами исполнительной и законодательной власти РФ.

Выступивший на открытии выставки Президент Всероссийского НТО судостроителей им.акад. А.Н.Крылова, директор ФГУП «Адмиралтейские Верфи» В. Л. Александров сообщил об уверенных темпах и очевидных перспективах развития гражданского судостроения как в Санкт-етербурге , так и в Российской Федерации в целом.

В заключение на открытии выставки выступил мэр Роттердама г-н Иво В. Опселтен. Он отметил, что за последние несколько лет сектор исследований нефти и газа в России сильно вырос и выразил надежду на то, что в связи с этим открываются большие возможности для взаимодействия российских и нидерландских компаний в области нефте- и газодобычи на арктическом шельфе.

В первый день выставки «НЕВА-2007» в рамках Программы Международного Полярного Года 2007/2008 успешно прошла конференция «Международное Евро-Азиатское сотрудничество по развитию экономической деятельности и транспорта в Арктике и регионах с постоянными и сезонными ледовыми условиями», организованная Евро-Азиатским Транспортным Союзом при поддержке Комиссии Совета Федерации по Национальной Морской Политике, Комиссии Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, «Росгидромета» РФ, НИИ Арктики и Антарктики.

В общей сложности, в Конференции приняли участие около 350 представителей предприятий и организаций из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Мурманска и Мурманской области, Архангельска, Тюмени, Республики Саха (Якутия), Республики Карелия, а также Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, Норвегии, Германии, США.

Пленарное заседание конференции открыл своим выступлением заместитель Председателя Государственной Думы, Сопредседатель Оргкомитета по участию Российской Федерации в подготовке и проведении мероприятий в рамках Международного полярного года 2007/2008 А. Н. Чилингаров. Артур Николаевич сделал доклад о результатах, полученных в ходе последней экспедиции «Арктика-2007». С приветствием к участникам выступила Ответственный секретарь Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга, советник губернатора Т. И. Чекалова.

На пленарном заседании рассматривался широкий спектр вопросов, посвященных развитию арктических территорий России. Были освещены такие комплексные проблемы как: развитие Северного морского пути и участие российских предприятий и организаций в его освоении, возможности российской науки направленной на обеспечение освоения Арктики, перспективы добычи и транспортировки минеральных и углеводородных ресурсов в Арктике, геополитические факторы, определяющие развитие арктических территорий России.

На пленарном заседании выступили:

  • Васильев И.В., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
  • Дмитриенко Д.В., заместитель руководителя, Федеральное Агентство Морского и Речного Транспорта;
  • Членов В.М., министр транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия);
  • Пересыпкин В.И., Генеральный директор Центрального Научно-Исследовательского и Проектно-Конструкторского Института Морского Флота;
  • Данилов А.И., заместитель директора Арктического и Антарктического Научно-исследовательского института;
  • Панин А.М., Генеральный директор ОАО «Ленморниипроект»;
  • Луков Б.Е., Советник Генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам;
  • Каминский В.Д., директор Всероссийского научно-исследовательского института геологии и минеральных ресурсов Мирового океана;
  • Мирзоев Д.А., директор Центра «Морские нефтегазовые месторождения» ООО «ВНИИГаз»;
  • Мерклин Л.Р., заведующий лабораторией сейсмостратиграфии Института океанологии им. П.П. Ширшова.

После проведения пленарного заседания конференции была организована работа круглых столов «Транспортные маршруты в Российской Арктике» и «Российские полярные одиссеи».

Проблематика круглого стола «Транспортные маршруты в Российской Арктике» была в первую очередь сконцентрирована на разработке практических рекомендаций, направленных на возрождение и обеспечение судоходства на Северном морском пути. На заседании этого круглого стола были подняты такие вопросы, как перспективы развития перевозок по маршруту СМП, развитие инфраструктуры портов, использование современных информационных технологий по обеспечению судоходства в районах Арктики, мониторинг нефтегазовых месторождений, строительство новых ледокольных судов, применение специального законодательства, а также были подняты вопросы, связанные с подготовкой специалистов.

Заседание круглого стола «Российские полярные одиссеи» было посвящено проблеме, выдвинутой Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации по вопросам строительства специализированного научно-исследовательского флота, направленного на изучение арктических территорий Российской Федерации. На заседании этого круглого стола были рассмотрены перспективы строительства инновационных судов проекта «Полярный Одиссей», способных выполнять различные задачи в Арктике, связанные с проведением широкого круга исследований – от постоянного мониторинга и разведки новых месторождений полезных ископаемых до организации арктического туризма с последующим укреплением международного сотрудничества.

По итогам конференции решено подготовить проект резолюции для Морской Коллегии при Правительстве РФ с указанием конкретных предложений по развитию арктических территорий России. Для исследования Арктики к 2010 г. планируется построить четыре универсальных буксировочных судна ледового класса. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом, на конференции «Международное евроазиатское сотрудничество по развитию экономической деятельности и транспорта в Арктике и регионах с постоянными и сезонными ледовыми условиями» в рамках полярного раздела выставки «НЕВА-2007» рассказал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Дмитрий Дмитриенко. По его словам, в настоящее время также разрабатывается новый двухосадный ледокол для моря и реки. «Мощность этого ледокола будет составлять 60 мВт, – рассказал он. – Кроме того, мы планируем модернизировать ряд ледоколов, которые сейчас работают на Северном морском пути, а специально для освоения арктических льдов построить дизельный ледокол мощностью 25мВт». В заключение г-н Дмитриенко отметил, что финансирование арктических исследований заложено в трех государственных программах: «Модернизация транспортного комплекса», «Развитие транспорта» и финансирование непосредственно ледокольной составляющей.

«Сейчас арктическую территорию нужно не пытаться присвоить себе, а исследовать так, чтобы мировое сообщество признало ее российской», – заявил на международной конференции заведующий лабораторией сейсмостратиграфии Института океанологии им. Ширшова Лев Мерклин. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, г-н Мерклин отметил, что степень изученности арктического шельфа в настоящее время находится практически на нулевом уровне, «поэтому неудивительно, что международная комиссия по морскому праву отклонила заявку России на присвоение части шельфа, потому что мировое сообщество не хочет нам его отдавать по вполне объективным причинам».

По словам г-на Мерклина, «увеличение экономической зоны России совсем не означает, что мы получаем запасы этой экономической зоны себе. Если мы сделаем упор на исследованиях и создадим судно, которое может бурить скважины в ледовых условиях, и не будем продавать и сдавать такие суда в аренду, то это будет действительно «мирная Арктика», и такие страны как США, Канада, Дания и Норвегия признают претензии России на шельф обоснованными», – отметил эксперт.

Директор Всероссийского НИИ геологии минеральных ресурсов мирового океана Валерий Каминский, говоря о степени исследования шельфа, отметил, что, по последним оценкам, энергетический ресурс шельфа составляет 103 млрд. тонн углеводородного ресурса. «На сегодняшний день в России добывается около 420 - 430 млн. тонн подобного ресурса», – завершил он.

Долгосрочные инвестиционные затраты на освоение известных газовых месторождений в Арктическом регионе составят, по оценкам экспертов, 5,78 - 6,07 млрд. долл. Такие данные приводятся в материалах IX международной конференции «Российское судостроение и судоходство, деятельность портов, освоение океана и шельфа», которая прошла в ходе проведения выставки «НЕВА-2007». Порядка 41% этих средств необходимо направить на создание морской транспортной системы, 48% – на строительство завода по сжижению газа с отгрузочным терминалом и соответствующими судами. Около 9% средств нужно инвестировать в возведение газодобывающей платформы, 2% – в подводный трубопровод и менее 1% – в строительство вспомогательных судов. При добыче на арктическом шельфе удельные инвестиционные затраты на 1 тыс. куб. м добываемого газа, по оценкам экспертов, составят до 23 долл. При этом индекс доходности инвестиций ожидается на уровне 1,3, что свидетельствует об инвестиционной привлекательности проектов освоения морских газовых месторождений континентального арктического шельфа России, подчеркивают эксперты. На конференции также были обсуждены вопросы, интересующие Европейских судостроителей. «Нас действительно беспокоят излишние судостроительные мощности азиатских государств, но мы не боимся конкурентов», – заявил участникам конференции генеральный секретарь Сообщества ассоциаций европейских судоверфей Рейнхард Люкен. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, г-н Люкен отметил, что «в европейском судостроении есть ряд слабостей по сравнению с азиатским. Во-первых, по сравнению с азиатскими государствами у нас очень большой недостаток инвестиций, – сказал он. – Они же вливают в судостроение миллиарды долларов, поэтому производство у них идет очень быстро и активно». По словам г-на Люкена, еще одной проблемой является «раздробленность производства на европейских верфях. В Японии, Корее и Китае производство разных судов происходит на одном потоке, а у нас существует жесткая специализация на каждой верфи», – подчеркнул он и добавил. – Кроме того, аренду за помещения мы платим на 60% большую, чем азиаты». В заключение он отметил, что «в настоящее время от азиатских государств можно ожидать только нарушения правил судостроения, что может привести к производству большого, но некачественного объема судовой продукции».

«Стабильная система финансирования судостроительной отрасли в России не налажена, и вообще, как таковая, отсутствует», – заявил на конференции «Российское судостроение и судоходство, деятельность портов, освоение океана и шельфа» директор судостроительных проектов ОАО «Финансовая лизинговая компания» Виктор Чугунов. Он также отметил, что проблемы с финансированием отрасли хорошо известны: «судоходные компании в период строительства не могут авансировать из собственных средств более 15-25% цены судна и предоставить банкам достаточное обеспечение для получения долгосрочного финансирования. При этом стоимость кредитов российских банков составляет 10-12% годовых на срок не более 5-6 лет».

Г-н Чугунов также сказал, что возраст существующих судов российского производства приближается к критическому и составляет более 25 лет. «Все эти проблемы судоходных компаний создают, в свою очередь, проблемы с заказами, а следовательно, со стабильной загрузкой для большинства российских судостроительных заводов», - подчеркнул эксперт. Санкт-Петербург изначально строился как морская крепость, и жизнь города неразрывно связана с флотом – как военным, так и гражданским. Поэтому вполне закономерно, что выставки «НЕВА» традиционно проводятся именно в нашем городе. Дело в том, что в XXI веке явно обозначается новая роль флота, заключающаяся в обеспечении обустройства месторождений углеводородов на континентальном шельфе. Нефть и газ, залегающие на суше, скоро закончатся. Но всерьез о переходе на солнечную или атомную энергию или, скажем, на использование энергии ветра, никто в мире не говорит, поскольку огромные резервы углеводородов скрыты в океане. Для России положение, с одной стороны, облегчается тем, что страна обладает самым протяженным на планете континентальным шельфом, то есть имеет наибольшие запасы подводных нефти и газа. Но, с другой стороны, серьезно осложняется явным недостатком флота, способного работать на шельфе, особенно в сложных условиях (если учитывать, что львиная доля отечественного шельфа приходится на Арктику).

Для полноценной крупномасштабной работы остро требуются крупнотоннажные танкеры, газовозы и химовозы, а также достаточное количество ледоколов. Однако сегодня лидерами в строительстве газо- и нефтеналивного флота являются Южная Корея и Китай. Подобная ситуация вряд ли может устраивать страну, имеющую статус морской державы.

В этих условиях большой интерес гостей и участников выставки «НЕВА-2007» вызвал стенд «Объединенной промышленной корпорации». ОПК представила на выставке «НЕВА-2007» проект объединенной верфи мирового класса. «Объединенная промышленная корпорация», являющаяся спонсором мероприятия, представила проект создания объединенной верфи мирового класса для строительства судов водоизмещением до 300 000 тонн, предназначенных для освоения арктического шельфа, а также макеты атомного ледокола «50 лет Победы», дизель-электрического ледокола «Москва», сухогрузного судна «Валдай» и химического танкера. Соинвестором проекта реструктуризации судостроительных активов корпорации является Внешторгбанк. На сегодняшний день на верфи ОПК построены самый большой атомный ледокол в мире «50 лет Победы», а до конца года будут закончены работы по созданию дизель-электрических ледоколов «Москва» и «Санкт-Петербург».

ОПК вполне заслуживает статус судостроительного гиганта благодаря входящим в ее структуру «Северной верфи», Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг» в Питере. На выставочном стенде корпорации можно было ознакомиться с проектом объединенной верфи мирового класса в нашем городе. Дело в том, что имеющие мощности судостроительных предприятий ОПК не позволяют строить суда водоизмещением до 300 000 тонн, которые нужны для освоения шельфа. Поэтому еще в 2006 г. специалисты корпорации совместно с сотрудниками ЦНИИ ТС разработали концепцию реструктуризации судостроительных активов ОПК. Согласно ей, предполагается сосредоточить основные мощности на базе более современной «Северной верфи», создав в итоге объединенную верфь мирового класса, способную строить крупнотоннажные суда. Сегодня это предприятие известно в большей степени военным кораблестроением. По итогам ежегодного рейтинга мировых военно-промышленных предприятий американского еженедельника Defence News, предприятие поднялось с 86-го места в рейтинге 2005 г. на 79-е в рейтинге за 2006 г., поскольку выручка от военных заказов верфи выросла с 436 млн. долл. до 526 млн. долл. Естественно, одной из важнейших составных частей объединенной верфи станут мощности Балтийского завода, прославленного своей ледокольной и атомной тематикой.

В свете грядущих перспектив освоения континентального шельфа партнерство государственных и частных верфей представляется обязательным. Это справедливо и по отношению к судостроительному сектору ОПК, поскольку соинвестором реализации проекта создания объединенной верфи в Санкт-Петербурге станет Внешторгбанк. Государство, кстати, действует в том же направлении – сегодня в завершающей стадии находится создание Объединенной судостроительной корпорации, которая станет госхолдингом, объединившим с целью оптимизации работы и общей модернизации государственные судостроительные предприятия России.

На выставке Волгоградский судостроительный завод (Группа МНП) и компания Unimars Group (Литва) заключили контракт на серию морских сухогрузов проекта DCV33. Проект сухогрузов разработан Морским Инженерным Бюро (Украина, Одесса).

Сухогрузы будут построены и поставлены заказчику в 2009-2010 гг. Многоцелевое сухогрузное судно предназначено для перевозки генеральных, навалочных и крупногабаритных грузов, контейнеров международного стандарта высотой 8,5 и 9 футов. Максимальная длина судна – 89,99 м, ширина – 14,0 м, объем грузовых трюмов – 5611,4 куб. м, осадка по ЛГВЛ – 5,82 м, дедвейт при осадке 5,82 м – 4570 т, скорость – 11,5 узлов.

По словам директора по судостроению Группы МНП Андрея Иванова, «финальные переговоры с литовским заказчиком проходили во время выставки «НЕВА-2007», тогда же был подписан и контракт. В соответствии с условиями контракта, Волгоградский завод построит четыре сухогруза, спроектированных Морским Инженерным Бюро, с которым мы сотрудничаем давно и успешно».

Как сообщили ИА «Росбалт-Петербург» в пресс-службе Выборгского судостроительного завода, на выставочном стенде завода на выставке «НЕВА-2007» была представлена информация о наиболее значимых проектах, отражающих интеллектуальный и производственный потенциал предприятия в области строительства платформ для разведки и добычи нефти и газа на морском шельфе. В течение выставки представителями завода был проведен ряд встреч и переговоров с партнерами и потенциальными заказчиками, в ходе которых обсуждены варианты возможного сотрудничества в строительстве морских установок и судов шельфового флота.

На выставке и конференции по судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА -2007» разместила свой стенд одна из крупнейших судоходных компаний России – «Палмали». За два дня работы выставки стенд компании посетили многие известные отечественные и зарубежные поставщики судового оборудования, специалисты судостроения и судоремонта.

25 сентября в рамках международной выставки «НЕВА-2007» прошло очередное заседание Ассоциации судоходных компаний России, на котором были рассмотрены актуальные вопросы судоходства: регулирование дипломирования экипажей судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, развитие туристических и экскурсионных перевозок по внутренним водным путям Российской Федерации, презентация Поволжской логистической ассоциации.

За большой вклад в развитие транспортной инфраструктуры, судоходного бизнеса и судостроения на верфях Российской Федерации Ассоциация судоходных компаний выдвинула компанию «Палмали» на конкурс «Лидер года», проводимого Администрацией Президента Российской Федерации и Торгово-промышленной палатой РФ, в номинации «Лучшая судоходная компания России 2007 года».

Перейти к содержанию № 4(22) 2007

 

№ 4(22), 2007
Технологии, книги, выставки