FESCO – морские перевозки всегда в приоритете

Сегодня Транспортная группа FESCO – крупнейший национальный оператор, предоставляющий клиентам услуги в морском, железнодорожном и терминальном сегментах. Тем не менее, морские перевозки были и остаются приоритетным направлением деятельности FESCO. О тенденциях российского судоходства и роли ОАО «Дальневосточное морское пароходство» в их реализации мы беседуем с Владимиром Корчановым, первым заместителем генерального директора ОАО «ДВМП».

- Владимир Никодимович, в связи с созданием Транспортной группы FESCO, переходом к дивизиональной структуре управления, какое место теперь будет занимать морское судоходство в бизнес-портфеле Группы?

– Сегодня FESCO – крупнейший контейнерный оператор России, решающий стратегические национальные задачи интеграции страны в мировую транспортную систему и соединения Европы и Азии через российские транспортные коридоры.

В структуру Транспортной группы FESCO входят компании, оказывающие услуги по перевозке грузов морским, железнодорожным, автомобильным транспортом, терминальному обслуживанию. В составе транспортных активов компании 64 судна, в том числе 25 контейнеровозов, что позволяет нам находиться на 52 позиции в мировом рейтинге 100 крупнейших линейных контейнерных операторов. Группа управляет парком подвижного состава из 17 тыс. вагонов (14 тыс. из них находятся в собственности), 2,5 тыс. фитинговых платформ, 42 тыс. TEU контейнеров, 4 действующими контейнерными терминалами и 2 строящимися.

Несмотря на такую мощную диверсификацию бизнеса, бренд FESCO все еще сильно ассоциируется с морем. И это неслучайно, так как море вызвало к жизни Дальневосточное морское пароходство, многие десятилетия известное на мировом транспортном рынке под брендом FESCO.

Сегодня суда FESCO связывают между собой порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, работают во всех морях и океанах, осуществляя перевозки как контейнеризованных грузов, так и товаров неконтейнеризованной номенклатуры. На рынке морских контейнерных перевозок в Дальневосточном бассейне доля FESCO превышает 50%. На Балтике наша доля составляет пока 7%. В 2008 году FESCO планирует выйти на рынок морских перевозок в Черном море.

Если говорить о количественных результатах работы компании, стоит отметить, что по итогам 2006 г. мы перевезли 11,7% всего морского контейнерного объема – 310 тыс. TEU. По результатам 2007 г. рассчитываем увеличить объем перевозок до 420 тыс. TEU (13,5%), а в 2008 г. – до 520 тыс. TEU (14%).

С каждым днем FESCO стремится быть ближе к своим клиентам, развивая офисы по всему миру. Компания открывает новые линии, осваивает новые направления деятельности, совершенствует транспортную инфраструктуру, повышает качество сервиса. FESCO обновляет и строит суда, по большей части контейнеровозы, обновляет контейнерный парк, но не оставляет без внимания и флот иного назначения – трамповый, ледокольный, снабженческий. Ледоколы, находящиеся в оперативном управлении Дальневосточного пароходства, осуществляют ледовую разведку и проводят российские и иностранные суда в районы Арктики и Антарктики.

Сегодня тенденции рынка таковы, что в одиночку судоходной компании сложно предложить конкурентоспособный сервис. Поэтому новая стратегия предусматривает интеграцию в смежные транспортные отрасли: наземные перевозки, порты, терминалы. У FESCO на сегодняшний день все эти активы есть.

Железнодорожные перевозки, универсальный и специализированный вагонный парк, морские и железнодорожные контейнерные терминалы обеспечивают рост провозной способности, контроль над перевозочным процессом на всем протяжении пути, снижение себестоимости и ускорение сроков доставки грузов. Наша задача – постоянно продолжать этот процесс, расширять географию перевозок, увеличивать транспортные возможности Группы.

Объемы перевозок железнодорожных компаний Группы в 2006 г. составили 70 тыс. TEU.

В 2007 г. ожидается увеличение до 125 тыс. TEU, и до 250 тыс. TEU в 2008 г. Грузооборот терминалов Группы FESCO в России и Украине в 2006 г. составил 915 тыс. TEU, в 2007 г. ожидается прирост грузооборота до 1,75 млн. TEU, что составит 40% рынка РФ и 50% рынка Украины. По нашим прогнозам, в 2008 г. грузооборот терминалов в составе Группы вырастет до 2,2 млн. TEU.

– Вы упомянули о тенденциях рынка. Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции для российского морского судоходства?

– По оценкам экспертов Всемирного банка, мировой ВВП будет расти примерно на 2% ежегодно, в результате чего с 30 трлн. долл. в 2000 г. в 2010 г. он должен возрасти до 40 трлн. долл.

В развитии мировой экономики и международных экономических связей морской флот является основным системообразующим звеном. В международных перевозках занято 90% мирового флота; 80% мировой торговли осуществляется морем. За 1980-2005 гг. объем этих перевозок увеличился с 3,7 до 7,1 млрд. т, а тоннаж торгового флота вырос с 682,8 до 960 млн. т. В течение последних 3-5 лет наблюдается устойчивая тенденция роста мировых объемов контейнеризованных грузов, перевозимых морским транспортом. Средние темпы роста составляют 7-8% в год. Вместе с тем, опережающими темпами растет грузопоток между Азией и Европой – ежегодно на 12%. По прогнозам аналитиков, этот тренд сохранится еще 7-8 лет. В результате объемы перевозок контейнерных грузов достигнут 145 млн. TEU в год в 2010 г., в то время как в 2001 г. грузопоток составлял всего 73 млн. TEU.

На фоне нефтегазового бума темпы роста экономики России, по прогнозам аналитиков Business Monitor International Ltd., составят в среднем 5,6% в последующие пять лет. Что касается динамики роста объемов российского грузопотока, то он сохранится на уровне 20-22% в течение следующих 5-6 лет. Это объясняется, прежде всего, ростом уровня контейнеризации грузов, ростом ВВП, стремительным развитием экономики РФ и либерализацией таможенного законодательства.

Территория России огромна, при этом транспортная инфраструктура остается слабо развитой. Грузоперевозки всеми видами транспорта в период 2007-2011 годов в среднем будут расти на 7,7% в год, при этом темпы роста авиаперевозок составят 11,2%, автоперевозок – 6,7%, железнодорожным транспортом – 6,2%, морским – 5,7%. Доля транспорта и коммуникаций в общем объеме ВВП к 2011 году вырастет до $226,4 млрд., т.е. на 10,8%. В секторе транспорта и коммуникаций занято 5,875 млн. человек, или 9% от всего трудоспособного населения.

Необходимо обратить внимание на то, что уровень контейнеризации в России в 5 раз ниже среднеевропейского уровня. В судоходной отрасли существует понятие Индекс коннективности линейного судоходства (Liner Shipping Connectivity Index – LSCI). Он применяется к контейнеризованному трафику и впервые был рассчитан в июле 2004 г. для 162 стран. Чем выше индекс коннективности, тем ниже у страны транспортные расходы, лучше связи с международными рынками, быстрее идет торговля, а значит, выше конкурентоспособность. Чем больше количество судоходных компаний, обслуживающих порт той или иной страны, и чем больше количество линий, тем больше связей у этой страны с международными рынками. Россия с 91 позиции в июле 2004 г. переместилась на 63-ю(!) в июле 2006 г.

В 2006 году объем грузопотока Российской Федерации составил 3,2 млн. TEU, из которого:

  • 50% было обработано контейнерными терминалами Санкт-Петербурга;
  • 16% было обработано контейнерными терминалами Дальнего Востока;
  • 7 % было обработано контейнерными терминалами Черного моря.

По состоянию на январь 2007 г. Россия имела 1536 судов общим дедвейтом 15,3 млн. т. Из них под российским флагом – 1380 судов дедвейтом 6 млн. т. Согласно прогнозу ЦНИИМФа, к концу 2007 г. флот, контролируемый Россией, составит 1606 единиц дедвейтом 15,54 млн. т, в том числе, флот под флагом РФ – 1455 ед. дедвейтом 6,3 млн. т. В 2010 г. под флагом России, по прогнозам, будет 1428 судов дедвейтом 6,8 млн. т, под иностранными флагами – 176 судов дедвейтом 11,3 млн. т (62,3%). Сейчас средний возраст отечественных судов под российским флагом достигает 23,9 года, под иностранными – 9,9 года. По данным Росморречфлота, объем перевозок российских грузов национальным и контролируемым флотом в 2006 г. составил 24 млн. т, или 15% национальной грузовой базы, что объясняется, прежде всего, старением флота под флагом РФ. Поскольку основным фактором роста экономики России является экспорт нефти и газа, то государство отдает приоритет и поддерживает этот сектор, субсидируя строительство танкеров и газовозов, а также ледокольный флот. Остальные виды перевозок и соответствующий флот находятся в ведении частных компаний. Естественно, что после распада СССР и проблем экономики на российском рынке доминирует флот иностранных компаний, как более конкурентоспособный.

Судоходным компаниям трудно выжить на рынке в одиночку вследствие капиталоемкости отрасли, поэтому наблюдается процесс консолидации. Так, например, ОАО «Совкомфлот» – в процессе объединения с «Новошипом». В результате компания станет танкерным оператором №4 в мире и основным морским перевозчиком жидких грузов России.

Часть морского флота российских компаний работает под удобными флагами, однако государство работает в направлении привлечения флота под собственный флаг и существует 2-й реестр с соответствующими льготами.

Что касается маршрутов грузоперевозок, то в России выделяют три основных морских маршрута: через Балтику – в Станкт-Петербург, через дальневосточные порты РФ – в Восточный и Владивосток, через Черное море – в Новороссийск. Транспортная группа FESCO стремится охватить все «морские ворота» страны, на этих трех маршрутах.

  • Доля российских морских перевозчиков в общем объеме перевозимых российских грузов составляет 15%;
  • Доля российских морских перевозчиков в общем объеме перевозки контейнеризованных грузов составляет 15%;
  • Доля российских морских перевозчиков в общем объеме перевозимых российских грузов через Дальний Восток составляет 60%, из которых 50% – доля FESCO.

Я уверен, что стратегия Транспортной группы FESCO позволяет нам максимально эффективно использовать сложившуюся рыночную конъюнктуру и занять лидирующие позиции в транспортной отрасли России.

Перейти к содержанию № 4(22) 2007

 

№ 4(22), 2007
Судоходство

Владимиром Корчанов - первый заместитель генерального директора ОАО «ДВМП»

Владимиром Корчанов - первый заместитель генерального директора ОАО «ДВМП»