Выборгский завод строит для «Газпрома» буровые шестого поколения

Выборгский судостроительный завод, одержавший в августе этого года победу в тендере на строительство двух полупогружных плавучих буровых установок (ППБУ) для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, 8 ноября подписал договор с ООО «Газфлот» (дочерней компанией «Газпрома») на сумму 58 млрд. рублей.

Предприятие должно обеспечить проектирование и строительство платформ «под ключ» со сдачей в эксплуатацию первой из них в октябре 2010 г., второй – в марте 2011 г. Речь идет о создании уникальных ППБУ шестого поколения, которые смогут работать в арктических условиях при наличии битого льда толщиной до 70 см.

– В прошлом году «Газпром» заказал концептуальный проект новой буровой для Арктики известной норвежской компании Moss Maritime, владеющей патентом на полупогружные установки типа СS–50, – говорит начальник, главный конструктор ЦКБ «Балтсудопроект» ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова Валерий Киреев. – Этот проект был тщательно проанализирован в нашем институте, и по нему было дано заключение. Сейчас, с необходимыми доработками, специалисты Moss Maritime создают лицензионный проект. Для обеспечения эксплуатации платформ в суровых арктических условиях ими было принято инновационное решение исключить из пространства под верхним строением платформы все металлоконструкции раскосов, которые могли бы спровоцировать ледообразование под установкой в процессе бурения. Этот шаг требует специальных расчетов, связанных с обеспечением дополнительной прочности конструкции, в соответствии с правилами международных классификационных обществ.

В середине ноября Выборгский завод подписал соглашение с компанией Moss Maritime на поставку лицензионного проекта в течение полугода. Он будет являться базовым для разработки российскими специалистами классификационного проекта. Это даст возможность после окончания строительства буровых классифицировать их в Российском морском регистре судоходства. Новые ППБУ cмогут работать на глубинах до 500 м и осуществлять бурение на глубину до 7,5 км. Таким образом, установки проектируются с некоторым запасом, поскольку глубина моря на Штокмановском месторождении составляет около 350 м.

Платформы будут оборудованы самыми современными средствами бурения и контроля этих процессов, системой динамического позиционирования и якорными устройствами для нахождения на точке бурения. Предусмотрен большой объем средств автоматики для обеспечения режима безопасной эксплуатации. В соответствии с экологическими требованиями для Арктики, буровые установки не будут давать абсолютно никаких сбросов в океан.

Как известно, район Штокмановского газоконденсатного месторождения нередко посещают айсберги, их вес может доходить до 4 млн. тонн. Эти гиганты представляют огромную опасность для технических сооружений, которые будут работать на шельфе.

– К сожалению, пока имеется очень мало технических средств, которые могут противостоять такой ледовой нагрузке, как айсберги, – говорит Валерий Киреев. - По договору с «Газфлотом» сейчас в ЦКБ «Балтсудопроект» разрабатывается 11 технических проектов судов, два из которых будут обеспечивать ледокольный менеджмент и безаварийную эксплуатацию полупогружных буровых на Штокмане. Это огромные ледоколы с тяговым усилием в 250 тонн. На самих платформах, которые будут построены Выборгским заводом, предусмотрено оборудование для обеспечения ближней и дальней ледовой разведки. Так что команда сможет получать оперативную информацию о проявлении ледовых угроз. Если опасность будет слишком велика и даже ледокольный менеджмент не обеспечит безаварийную эксплуатацию ППБУ, она может сняться с точки бурения и уйти, совершив при этом, благодаря современнейшему превенторному оборудованию, все действия, связанные с безопасностью скважины. Что касается срока службы буровых, то, в соответствии с контрактной спецификацией, он составляет 20 лет. Однако в этом же документе указано на необходимость учета запасов на месторождении, что может обеспечить продление срока эксплуатации платформ после их технического переосвидетельствования. Поскольку ППБУ проектируется со значительно завышенной высотой волны выживаемости, «Газпром», видимо, планирует использовать их даже после окончания работ на Штокмановском месторождении.

С получением крупного заказа «Газпрома» нынешнее руководство Выборгского судостроительного завода связывало большие надежды. В 2008 г. исполняется 60 лет с начала деятельности предприятия и 30 лет его участия в строительстве технических средств для освоения месторождений континентального шельфа, включая полупогружные и самоподъемные буровые установки, верхние строения стационарных добывающих комплексов и суда для обеспечения морских платформ. Обладая огромным опытом и являясь ведущим предприятием России по строительству плавучих буровых установок, Выборгский завод, тем не менее, все последние годы реализовывал в основном другие проекты: строил танкеры, траулеры, насыщенные корпуса судов снабжения морских буровых платформ, осуществлял изготовление и поставку крупных гранд-блоков для корпусов круизных лайнеров, верхних строений стационарных буровых платформ и выполнял прочие заказы зарубежных компаний. Теперь же завод прочно возвращается в свою «нишу» и будет целенаправленно заниматься реализацией оффшорных проектов для российского рынка.

– Заказ «Газпрома» на строительство полупогружных буровых установок даст большой толчок развитию производственных мощностей, – говорит генеральный директор Выборгского судостроительного завода Валерий Левченко. – Это потребует модернизации и реконструкции предприятия в целом, которая будет осуществляться параллельно с изготовлением платформ. К сожалению, в течение очень большого периода в развитие завода не вкладывалось никаких средств ни в советские времена, ни затем во время владения им иностранными компаниями и последним бывшим собственником. Сегодня, чтобы реализовывать современные проекты, предприятие нужно переоснащать. Нами разработана трехлетняя программа технического перевооружения, реконструкции, модернизации завода, для реализации которой потребуется около 800 млн. рублей. На эти цели уже направлено около 250 млн. рублей, однако основные инвестиции будут осуществлены в 2008 г. Планируется модернизировать корпусное производство, закупить новую линию первичной обработки металла, линию машинной резки, новые мощные краны. Будет построена окрасочная камера для окраски секций блоков и заменено все оборудование, которое морально устарело, в частности, сварочное. Обширная программа по реконструкции завода и строительству новых мощностей будет реализовываться без остановки производства. Есть в наших перспективных планах и строительство нового спускного устройства, которое позволит заводу строить суда шириной до 40 метров и значительно большим водоизмещением.

А пока буровые платформы для освоения Штокмановского месторождения завод намерен создавать в кооперации с российскими и зарубежными предприятиями и организациями. Субподрядчики и субконтрагенты, поставщики металла и других материалов будут выбраны в ходе тендеров, которые уже активно проводятся. Особые требования предъявляются к поставщикам оборудования, так как оно должно безотказно работать при температуре минус 30ºС. Будут проводиться модельные испытания, проверка всех сталей на разрыв, на прочность и т.д.

Сегодня портфель заказов Выборгского судостроительного завода полон, что обеспечивает его рентабельное существование до 2010 г. Дальнейшие перспективы развития предприятия его акционеры связывают со строительством еще одной верфи – в порту Приморск, на территории Выборгского муниципального образования. Проект, который одобрил и подписал губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, защищен в Минпромэнерго, и сейчас руководство завода ожидает правительственного решения.

– Построив в Приморске сухой док, мы сможем перейти к строительству крупнотоннажных судов водоизмещением свыше 100 тыс. тонн, – говорит председатель Совета директоров ОАО «Выборгский судостроительный завод» Георгий Порядин. – Порт Приморск – единственный на всей Балтике, где гранитные грунты. А большие технические сооружения надо строить именно в таких условиях, так как конструкция – плавающая. Кроме того, в Приморске уже создана вся необходимая инфраструктура благодаря размещению там морских портов компаний «Транснефть» и «ЛУКОЙЛ». Большие глубины практически рядом с берегом – свыше 19 м – позволят новой верфи сразу же начать работу. Поскольку в Приморск заходят танкеры дедвейтом в 100-200 тыс. тонн, целесообразно будет осуществлять и докование судов, нуждающихся в ремонте, что будет одним из преимуществ новой верфи. Общий объем инвестиций в ее строительство составит 1 млрд. 100 тыс. евро. Мы готовы осуществить этот проект на заемных условиях при погашении процентных ставок по кредиту за счет федеральных средств. Сейчас ЦНИИ им. Крылова делает экспертизу всех предложенных проектов по размещению новых судостроительных заводов на Дальнем Востоке, Севере и Северо-Западе России. Если решение примут в нашу пользу, то до конца 2008 г. необходимо будет выполнить проектирование, в 2009-2010 гг. построить верфь и отправить с нее первое судно в 2011 г. Для этого закладка судна должна произойти раньше, чем будет закончено строительство верфи, – сразу, как только на ней появится первый док. Блоки же для судна можно загодя построить на Выборгском заводе, который будет работать в тандеме с новой верфью.

Перейти к содержанию № 4(22) 2007

 

№ 4(22), 2007
Судостроение