Краткое содержание

Судостроение

  • Центральное конструкторское бюро "Шхуна"— 75 лет на морях и реках
    Киевский судостроительный завод "Ленинская кузница" берет свое начало от основанного в 1862 году механического и чугунолитейного завода Доната.
  • Судостроение Украины: настоящее и будущее
    Предприятия судостроительной отрасли Украины в 2002 году выпустили продукции на сумму более 230 млн. долларов США.
  • Во имя процветания двух держав
    В условиях перехода к рыночной экономике у украинских судостроителей возник естественный вопрос, каким образом консолидировались интересы судостроительных предприятий разных форм собственности? Как решать общие проблемы и задачи в суверенном государстве? Как использовать мировой опыт? Искать ответы на эти вопросы, защищать интересы украинских судостроителей призвана Ассоциация судостроителей Украины "Укрсудпром", в конце 2003 года отметившая свой пятилетний юбилей.
  • Проекты компании "Транзас" на Украине
    Компания "Транзас", российский производитель и поставщик электронных систем безопасности для морского транспорта, в 2003 году силами своего регионального представительства реализовала ряд проектов на Украине, направленных на повышение безопасности мореплавания.
  • NORDWEG – работа 24 часа в сутки!
    С момента создания компании NORDWEG основными принципами ее работы провозглашены профессионализм, обязательность, открытость, ответственность. Своей главной задачей персонал NORDWEG считает полное удовлетворение потребностей судовладельца, связанных с ремонтом судов.
  • Внедрение пакета ShipConstructor в проектном бюро "Морские Технологии"
    Программное обеспечение — это всего лишь инструмент в руках инженера. Однако высокая стоимость и сложность позволяют сравнить его выбор с выбором оборудования для производства: автоматизированная поточная линия или же набор различных установок и станков — выбор любого варианта будет оправдан в определённом случае.
  • ЦНИИ морского флота - 75 лет!

Судоходство

  • Основные итоги работы морского транспорта в 2003 году
    Грузооборот российских портов в 2003 году составил 285,7 млн. тонн, что превышает показатель 2002 года на 25,1 млн. тонн (9,6%). При этом объем перевалки сухогрузов составил 132,2 млн. тонн (прирост 2,1 млн. тонн или 1,5%), наливных грузов – 153,5 млн. тонн (прирост 23 млн. тонн или 17,6%). За год перевезено 34,2 млн. тонн грузов, по сравнению с 2002 годом объем перевозок снизился на 3,1 млн. тонн.
  • Украинские моряки: из варяг в греки
    После распада СССР Украина практически лишилась торгового и пассажирского флота. Огромная армия хорошо подготовленных специалистов плавсостава оказалась не у дел. Но вот молодое государство уже отпраздновало первый десятилетний юбилей своей независимости. Что же происходит в морской отрасли Украины?
  • ОАО "Югрефтрансфлот" — 10 лет в бушующем море рыночного шип-бизнеса
    ОАО "Югрефтрансфлот", крупнейший в Украине перевозчик морских рефрижераторных грузов, образовано в 1994 году в результате корпоратизации государственного предприятия.
  • Союз российских судовладельцев подводит итоги
    Генеральной целью всех мероприятий СОРОСС, проведенных в 2003 году, было содействие членам Союза в создании условий для нормального функционирования и развития.
  • Основные принципы вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров
    С 21 октября 2003 г. вступило в силу Правило ЕС № 1726 (2003) от 22.07.2003г., согласно которому однокорпусные танкеры дедвейтом менее 5000 тонн, вне зависимости от их принадлежности к флагу, не будут допущены в европейские порты после даты их постройки в 2008 году (т.е. если судно спущено на воду 7 марта 1981 года, то запрет на его вхождение в порты начинает действовать с 7 марта 2008 года). К принятию такого решения Еврокомиссия пришла после нескольких катастроф последних лет. Так, в ноябре 2002 года танкер «Престиж» затонул у берегов Испании, в море вылилось около 80000 тонн мазута. Еще раньше, в декабре 1999 года, у берегов Франции потерпел аварию танкер «Эрика», в результате нефтью было загрязнено около 400 км побережья. К чему же должны готовиться владельцы однокорпусных танкеров? Какие правила действуют сейчас по отношению к ним?
  • Кодекс ОСПС — преграда терроризму на море
    В декабре 2002 года на Дипломатической конференции по морской защите в Лондоне были приняты поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), наиболее важными из которых являются новая глава ХI-2 "Специальные меры по усилению охраны на море", и Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС или ISPS Code). Ответственность за реализацию этих международных актов в России возложена на ФГУ "Служба морской безопасности" Министерства транспорта России. На вопросы главного редактора МБ об особенностях Кодекса, порядке сертификации отвечает начальник ФГУ "Служба морской безопасности" Н. В. Савельев.
  • Проблема Босфора
    В течение последнего десятилетия заметно обостряется проблема судоходства в зоне черноморских проливов, охватывающей 164-мильный международный морской путь Босфор – Мраморное море – Дарданеллы. У этой проблемы есть объективная сторона – рост транзитных перевозок опасных грузов и связанный с этим риск экологических катастроф, и есть субъективная – произвольные действия турецкой администрации по ограничению движения судов. В результате ужесточения режима прохода возникают скопления судов, судоходные и нефтяные компании несут все большие финансовые потери, снижается конкурентоспособность нефтяного экспорта из всего бассейна Черного моря, появляются российско-турецкие межгосударственные трения.
  • Китай на море
    С каждым годом влияние Китая на мировое судоходство становится все ощутимее. С одной стороны это влияние проявляется через огромные транспортные запросы китайской экономики — самой быстрорастущей в мире, с другой — через наращивание мощи всех отраслей собственной морской индустрии КНР, прежде всего торгового флота, портового хозяйства и судостроения.
  • Волготанкер: новые направления
    Весной 2002 года Группа компаний «Волготанкер» объявила всем заинтересованным лицам об очередных действиях по совершенствованию транспортного процесса. Компания «Волготанкер» отказалась от услуг агентских компаний в устьевых и морских портах России и стала самостоятельно их выполнять, создав в судоходной компании службу по организации и выполнению стивидорных и экспедиторских работ. Вице-президент компании ООО "Волготанкер АМС" Анатолий Георгиевич Неволин, курирующий новое направление, ответил на вопросы корреспондента журнала «Морская биржа» о развитии сервисной деятельности в компании.
  • Новый уровень обеспечения безопасности судоходства в Кольском заливе
  • Международная федерация транспортников: главное — люди
    Морской флот — это не только танкеры, сухогрузы, паромы. Морской флот — прежде всего люди, благодаря профессионализму которых осуществляется бесперебойная работа всей системы. Даже автоматизированное по последнему слову техники судно без экипажа не сдвинется с места. Профессия моряка в советские времена была самой престижной, доходной и завидной. Сегодня это не всегда высокооплачиваемый труд, чаще моряки, работающие под "удобным флагом", оказываются самыми уязвимыми из-за произвола недобросовестных судовладельцев: месяцами не получают зарплаты, или оказываются брошенными на судне в чужой стране. Кто же должен представлять интересы огромной армии интернациональных моряков, работающих на бескрайних просторах Мирового океана?

Порты

  • Порты Украины: вступая в 2004-й
    Взлет грузооборота украинских морских торговых портов в 2002 году на целых 19,4% вызвал надежды, что и в 2003 году тенденция столь стремительного роста продолжится. Не случайно Минтранс Украины первоначально определил задание морским портам достичь грузооборота в 122 млн тонн, то есть обеспечить рост на 14,8%.
  • Балтийские порты: итоги работы в 2003 году
    Примечательная особенность минувшего года в том, что три самых крупных порта Восточной Балтики — Петербургский, Таллиннский и Вентспилсский — показали отнюдь не блестящие результаты. В ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и в обоих ведущих прибалтийских портах произошло некоторое сокращение перевалки грузов в сравнении с предыдущим годом.
  • Мурманские порты в ожидании новых владельцев
    По прогнозам специалистов Минтранса РФ, в ближайшие годы российские порты будут активно развиваться, наращивая грузовую базу. Согласно статистике, объемы перевалки грузов в российских портах демонстрируют динамичный рост: в минувшем году увеличение составило 28%. Сегодня определились две тенденции в развитии портов: стратегические инвесторы (в основном это крупные финансово-промышленные группы) стремятся доступными способами получить контроль над уже имеющимися портовыми мощностями — происходит скупка пакетов акций крупных портов, включение своих представителей в совет директоров и так далее. Вследствие чего, и это вторая тенденция, нынешние владельцы портов вынуждены противостоять натиску нежданных партнеров. В условиях конкуренции они наращивают собственные мощности, строят и реконструируют старые портовые терминалы.
  • Балтийский Балкерный Терминал: вчера, сегодня, завтра
    ЗАО "Балтийский Балкерный Терминал" является оператором Универсального перегрузочного комплекса минеральных удобрений, расположенного на территории четвертого района Морского порта Санкт-Петербург. Строительство комплекса было начато в 2000 году по инициативе ОАО "Уралкалий" и ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", которые на паритетных началах инвестировали в его создание более 2 миллиардов рублей. Первая очередь терминала была открыта 22 декабря 2001 года. Вторая очередь комплекса приступила к работе в начале 2003 года. Полностью строительные работы на береговой части терминала будут завершены в 2004 году. Выход на проектную мощность терминала — в 5 млн. т. в год планируется в 2005г., после завершения строительства второго причала.
  • Восточному порту – 30 лет!
    Задуманный в конце 60-х годов как базовый порт советско-японской торговли, "Восточный" сегодня стал одним из важнейших пунктов следования российских экспортных грузов практически во все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Освоение океана и шельфа

  • Балтийская трубопроводная система – прогресс, надежность, безопасность
    Проект "Балтийская трубопроводная система" (БТС) является одним из наиболее перспективных в рамках российской экономики. Он сориентирован на создание нового экспортного направления для транспортировки на рынки Европы и США российской нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья через российский нефтеналивной порт в Приморске, что в полной мере отвечает экономическим и стратегическим интересам России.
  • Платформа "Приразломная" — первые результаты
    ФГУП "ПО "Севмаш", крупнейшая верфь Северо-Запада, в условиях резкого снижения государственного оборонного заказа смогло найти новые пути загрузки производства.О конверсионных проектах объединения был опубликован материал в журнале МБ №4 2003г. В последнее десятилетие объединение становится генеральным подрядчиком по изготовлению нефтегазодобывающих платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе Арктики. Для этого на предприятии был осуществлён целый комплекс мероприятий по внедрению высоких технологий, началась подготовка к строительству офшорных сооружений.
  • Изучение арктического шельфа продолжается
    Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) уже много лет проводит научные экспедиции по освоению шельфа северных морей России. В нынешнем году состоялось еще несколько комплексных экспедиций, в том числе две — в район Приразломного нефтяного месторождения, откуда, как известно, в 2005 году должна пойти первая нефть. В работе экспедиций принимали участие также ученые из ГП "АМИГЭ" и ВНИИ "Океангеология".

Адмиральский салон

  • Воссоздание исторических судов продолжится


Перейти к архиву номеров за 2004 г.