Краткое содержание

Судостроение

  • Мировая судостроительная индустрия в 2003 году
    Судостроение переживает очередной бум. В прошлом году поставки нового тоннажа выросли более чем на 9% до 31,4 млн. рег. тонн. Такого большого объема завершенного строительства не было уже очень давно - с середины 70-х годов. Тогда был установлен абсолютный рекорд: в 1975 году верфи всего мира построили суда валовой вместимостью 34,2 млн. рег. тонн (или 60 млн. тонн по дедвейту).
  • Финансирование строительства судов в России: проблемы и возможные пути решения
    Возможности и условия работы российского судостроения по удовлетворению большой потребности в судах российских судовладельцев в настоящее время весьма ограничены. Основными причинами этого является тяжелое финансово-экономическое положение заводов, особенности налоговой и банковской системы в стране, а также ограниченные финансовые возможности российских судовладельцев.
  • О мерах государственной поддержки отечественного судостроения
    Сегодня в состав судостроительной отрасли входит около 100 промышленных предприятий и 50 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Общая численность работающих - около 220 тыс. человек. Объемы выпуска продукции в 2002 г. составили около 40 млрд. рублей, в т.ч. корабли и суда на экспорт - 60%, продукция по госзаказу 35%, суда для внутреннего рынка России порядка 5%. Относительно большой объем поставок на экспорт свидетельствует о сохраняющейся конкурентоспособности российского судостроения на мировом рынке. В то же время общая загрузка мощностей предприятий судостроения не превышает 25%, а износ активной части основных фондов достиг 70 %.
  • Судостроение Китая: заявка на мировое лидерство
    В 1998 году доля КНР в мировом судостроении составила 2,5%, в 2000 году - 5,6%, в 2002 году - 12,6%. Когда в 2000 году Китай впервые получил внушительный приток судостроительных контактов на 2,2 млрд. долларов, западные эксперты стали прогнозировать, что через 5 лет доля Китая может вырасти до 15%. Но, похоже, этот рубеж будет превзойден уже в нынешнем году. В самом Китае руководители отрасли полагают, что к 2015 году страна будет давать от 30 до 40% мирового производства судов.
  • Невскому Судостроительно-судоремонтному заводу 90 лет!
    Шлиссельбургские судоремонтные мастерские введенные в эксплуатацию 6 ноября 1913 года, положили начало будущему предприятию - Невскому судостроительно-судоремонтному заводу. Современные производственные мощности завода включают: корпусное производство; механическое производство; машиностроительное производство.
  • Судостроительная промышленность Хорватии
    В настоящее время хорватское судостроение занимает пятое место в мире по объему заказов, уступая лишь Южной Корее, Японии, Китаю и Тайваню. За последние 50 лет хорватскими судоверфями построено более 900 судов грузоподъемностью 21 млн. тонн для заказчиков из 70 стран.
  • Отечественное судостроение. Куда плывем?
    Сегодня коммерческое судостроение образует единый мировой рынок, где потребность в судах определяется процессами, происходящими в макроэкономике. С 1994 года в мире наблюдается стабильный рост объема морских перевозок. Это благоприятно сказывается на расширении отечественного рынка судостроения, одним из лидеров которого является Балтийский завод. В период с 1959 по 1978 годы на заводе построено 43 нефтеналивных танкера в основном для заказчиков из Англии, ФРГ, Швеции и Норвегии. В 1995 и 1997 годах предприятие сдало германскому заказчику четыре танкера-химовоза дедвейтом 5800 тонн, что позволило заводу отработать технологию обработки корпусных деталей и труб из нержавеющих (дуплексных) сталей, а также технологию их сварки. В нынешнем году завод завершает строительство двух химовозов для германской компании "Transocean Shipmanagement", а также трех корпусов речных танкеров, предназначенный для перевозки химических грузов, для голландской фирмы "Rensen B.V.". В настоящее время на предприятии достраивается пятый из этой серии - атомный ледокол "50 лет Победы".
  • Об атомном ледоколе «50 лет Победы» и не только…
    Атомный ледокол "50 лет Победы", сейчас строящийся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, является шестым в серии атомных ледоколов второго поколения типа "Арктика" и четвёртым, строящимся по модернизированному проекту 10521. Атомный ледокол "50 лет Победы" существенно отличается от своих предшественников, так как в нём реализован ряд новых инженерно-технических решений. Водоизмещение этого многопалубного судна при длине 159,6 метра, ширине 30 метров и осадке 11 метров составляет около 25 тысяч тонн. На ледоколе установлены две ядерные энергетические установки, которые обеспечивают суммарную мощность 75 тыс. л.с. На чистой воде скорость ледокола составит 18 узлов. Ледопроходимость ледокола при скорости 2 узла будет составлять около 3 метров. Для повышения ледопроходимости (одного из главных качеств ледокола) установлено турбонаддувочное противообледенительное устройство, применена плакированная сталь в районе ледового пояса, а также улучшена форма обводов носовой оконечности. Длина ледокола по сравнению с предшествующим ледоколом "Ямал" увеличена на 9,6 метра для возможности размещения дополнительного экологического оборудования, что позволит соответствовать всем необходимым требованиям со стороны экологических служб.
  • Адмиралтейские верфи 300 лет на службе Отечеству
    За почти 300-летнюю историю на стапелях предприятия построено свыше двух тысяч судов и кораблей различных типов и классов. Среди них более 298 атомных и дизель-электрических подводных лодок, 48 танкеров, 17 ледоколов. Сегодня производственные мощности предприятия - это два открытых наклонных стапеля, пять крытых эллингов и два плавучих дока, что позволяет строить первоклассные суда дедвейтом до 70 тысяч тонн. Генеральным направлением работы ФГУП "Адмиралтейские верфи" является производство, модернизация и проектирование судов гражданского назначения различных типов.
  • Гигант российского ВПК: курс на гражданское судостроение
    Проблему конверсии, которая возникла перед руководством предприятий ВПК в начале 90-х все решали по-своему. Показательным примером успешного выхода из кризиса является ПО "Севмашпредприятие" (г.Северодвинск) - строитель номер один подводных лодок для российского флота.
  • Морские и нефтегазовые проекты ОМЗ
  • Выборгский судостроительный – работа сейчас, работа на перспективу
    В течение трех последних лет завод построил восемь корпусов рыболовецких траулеров различного типа для норвежских заказчиков и по норвежским же проектам корпус судна-спасателя, провел переоборудование 9 судов. Сейчас, на стапелях завода, достраиваются два траулера, один из них самый большой в мире (его длина 94м). Западные верфи выступают заказчиками корпусов, а достраивают суда на своих площадях.
  • Английский Ллойд: взгляд на российское судостроение
    Регистр Судоходства Ллойда первым из иностранных классификационных обществ вышел на российский рынок. Представительство в Москве было открыто в 1991 году, в 1993 году начали свою работу представительства в Петербурге и Новороссийске, есть участок и в Волгограде на Волгоградском судостроительном заводе.
  • Российско-итальянское сотрудничество способствует созданию современной морской техники
    ЦНИИ "Электроприбор" является участником одной из групп Межправительственной российско-итальянской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В рамках деятельности этой группы нашим институтом совместно с итальянской фирмой "Marconi Selenia Communications S.p.A." была создана Пилот-система российско-итальянского интегрированного комплекса внешней радио- и внутрикорабельной связи, основанного на использовании сетевых технологий. Пилот-система предназначена для демонстрации возможностей современных корабельных комплексов связи, используемых странами НАТО и опережающих по уровню развития отечественные комплексы на 10-20 лет.

Судоходство

  • Гражданский атомный флот России: настоящее и будущее
    Сегодня Россия располагает самым большим в мире гражданским атомным флотом: 8 действующих атомоходов (1 лихтеровоз и 7 ледоколов). Это самый большой в мире гражданский атомный флот. Российский атомный флот является государственной собственностью и находится в доверительном управлении ОАО "Мурманское морское пароходство" с 1993 года. В августе 2003 года срок действия договора доверительного управления ледокольным флотом, который был заключён в 1998 году Министерством имущественных отношений с ОАО "Мурманское морское пароходство", истек. Сегодня между правительственными структурами, крупными финансово-промышленными группами и транспортными компаниями развернулась борьба за право обладания (управления) атомными ледоколами. Какова же дальнейшая судьба атомного флота?
  • Ледокольный флот России: создание акционерного общества и перспективы развития
    В настоящее время пользователей ледокольным флотом становится все больше. Наметился значительный рост вывоза нефти из Печорского моря (Варандей) судами ОАО "ЛУКОЙЛ". НК "Роснефть" планирует в 2005 году начать вывоз нефти с месторождения Приразломное. РАО "ГАЗПРОМ" в 2004 году начнет ввод в промышленную разработку Ямальских месторождений - Бованенковского и Харасавейского, а затем залежей Тамбейской группы. Стабилизировался объём перевозок и грузов на Дудинской линии (РАО "Норильский Никель"). Это предопределяет необходимость выделения ледокольного флота в самостоятельное предприятие, что исключит возникновение прецедентов дискриминации среди пользователей.
  • Новые условия хозяйствования диктуют и новые подходы к обеспечению технической безопасности судоходства
    2003 год - напряженный и ответственный период в работе Российского Речного Регистра. Это год перехода на новые Правила, изданные в четырех томах в 2002 году вместо ранее действовавших правил издания 1995 г.
  • Пиратская угроза судоходству
    Количество и жестокость пиратских нападений на торговые суда растут с каждым годом. Весь мир был потрясен, когда 7 декабря 2001 года жертвой пиратской банды на Амазонке стал лучший в истории яхтсмен Питер Блейк, избранный новым капитаном исследовательского судна "Калипсо-2".
  • Субстандартное судоходство проблемы и пути их решения через сотрудничество
    В октябре 2003 года Российский морской регистр судоходства провел VI Международный семинар "Субстандартное судоходство - проблемы и пути их решения через сотрудничество. Обеспечение безопасности и охраны - путь к устранению субстандартного судоходства". Сегодня терроризм раздвинул рамки своих страшных деяний и обрел международный масштаб не только на суше, но и на море. Суда, оказавшись в руках террористов, могут стать страшным оружием. Поэтому мировая морская общественность приняла Международный кодекс по охране судов и портовых средств, который вступит в силу 1 июля 2004 года. Его цель - создание международной структуры для выявления угрозы терроризма, а также принятия мер, предупреждающих инциденты, связанные с нарушениями охраны судов и портовых средств. Именно поэтому на фоне новой глобальной угрозы терроризма, вопрос исключения субстандартного судоходства приобретает особый смысл и значение, не оставляя альтернативных решений для обеспечения безопасности и охраны на море. Принятие Кодекса открывают путь к созданию единого правового поля в борьбе с терроризмом и экстремизмом и дают возможность унифицировать национальные законодательства.
  • Россия вышла из «черного списка» Парижского меморандума
    По результатам инспектирования российских судов в период 2000-2002 годов Российской Федерации удалось выйти из "черного" списка ПМ. Учитывая достаточно большой средний возраст судов российского флота, данный успех по праву является заслугой Государственной службы морского флота на практике реализовавшей программу усиления государственного контроля за судами, совершающими международные рейсы. В России реорганизована и успешно функционирует система государственного портового контроля, нацеленного на исключение возможности выхода в рейс судов не в полной мере отвечающих применимым к ним требованиям. Тенденция к существенному сокращению количества задержаний российских судов в портах государств - членов ПМ наметилась в 2000 году. Если по итогам инспектирования судов в европейских портах в 1997-1999 годах превышение российскими судами допустимого уровня задержаний составляло 1.65, то по итогам 1998-2000 оно снизилось до 1.37, по итогам 1999-2001 - до 1.04, а за период 2000-2002 составило 0.67.
  • Суэцкий канал
    Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, - один из важнейших в мире искусственных водных путей. Глубина канала составляет не менее 15 метров, по нему может пройти полностью загруженный нефтяной танкер с осадкой 12 метров. Протяженность между Порт-Саидом на севере и Суэцем на юге - 163 километра; ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м.

Порты

  • Реформа государственного управления морской составляющей транспортной отрасли
    Пути реформирования государственного управления в морских портах обсуждались на Коллегии Минтранса РФ 20 августа 2003г. Разделение хозяйственных и властных функций обеспечит создание ФГУ Администрация морских портов (имеющее административно властные полномочия) и ФГУП "Росморпорт", осуществляющее эксплуатацию и развитие переданного ему на праве хозяйственного ведения федерального имущества в морских портах, в том числе имущественного комплекса, обеспечивающего безопасность мореплавания. Предстоящее реформирование морских администраций портов предполагает создание бассейновых администраций морских портов (БАМП) имеющих филиалы в морских портах, которые будут возглавляться капитанами этих портов. В свою очередь, капитаны портов будут подчиняться Департаменту безопасности мореплавания Государственной службы морского флота. Начало деятельности ФГУ Администрации морских портов запланировано на первый квартал 2004 года.
  • Арендные отношения в морских портах РФ выходят на новый уровень
    Минтранс РФ и Минимущества РФ разработали "Положение о порядке распоряжения ФГУП "Росморпорт" недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения". Данный проект регламентирует порядок передачи, методологию расчета арендных платежей и расходов на содержание причалов.
  • Где третий, там и четвертый
    Вслед за 3-м бассейном Балтийской военно-морской базы, где в конце июня открылся грузопассажирский автопаромный терминал, Минтранс РФ получил от Минобороны и расположенный по соседству, столь же запущенный бассейн №4. Этим транспортное министерство в лице Морской администрации порта Калининград стремится выполнить распоряжение президента к 2005 году сдать в эксплуатацию железнодорожный паромный терминал.

Освоение океана и шельфа

  • Новые материалы для освоения Арктики
    Работы по созданию материалов, технологии их производства и сертификации продукции, предназначенных для морских нефтегазодобывающих платформ с середины 80-х годов ведет ЦНИИ КМ "Прометей". Из этих материалов созданы 12 СПБУ типа "Каспий", 10 платформ типа "Шельф" (в том числе 2 СПБУ "Сахалинская " и "Кольская" построены в кооперации с Финляндией).

Технологии, книги, выставки

  • Второй Морской Форум России
    В сентябре в Санкт-Петербурге прошел Второй Морской Форум России. В нем приняли участие более 300 представителей российских судоходных компаний, морских администраций портов, морских торговых портов, судоремонтных заводов, учебных заведений и других предприятий и организаций, работающих в сфере морского бизнеса. Основная цель Форума - подведение итогов выполнения рекомендаций Первого Морского Форума (1998 г.), оценка состояния российского морского торгового флота на современном этапе и определение приоритетных направлений дальнейшего его развития в комплексе с другими элементами материально-технической базы морского транспорта. Подобные форумы необходимы для получения обратной связи от бизнеса.


Перейти к архиву номеров за 2003 г.