Краткое содержание

Судостроение

Судоходство

  • Радиоэлектроника обеспечивает безопасность судоходства в портах
    Стремительно растущие в последние годы судопотоки в российских портах требуют более внимательного отношения к обеспечению безопасности судоходства. Контролировать мореплавание в прибрежных водах (особенно в районе портов) способны системы управления движением судов (СУДС) - радиолокационные системы, оснащенные современными средствами связи.
  • Севморпуть: Архангельск и Мурманск — конкуренция или сотрудничество?
    В №1 журнала "Морская биржа" был опубликован ряд статей, посвященных освоению Арктического шельфа, проблемам и перспективам развития Северного морского пути. Эти публикации вызвали интерес у читателей нашего журнала. В продолжение этой темы мы публикуем материал, подготовленный Н. Салтыковым и И. Гуревичем, информационнное агентство "НОМКА".
  • Комплекс защитных сооружений Петербурга обеспечивает безопасность судоходства
  • Экосервис на юге России
    Проблема очистки нефтеналивных судов от остатков нефтепродуктов возникла еще в конце 19 века, когда добыча нефти приобрела промышленные масштабы. Необходимость очистки возникает при смене перевозимого груза, перед ремонтом судна - для обеспечения взрыво- и пожарной безопасности ремонтных работ, зимнего отстоя судов в затонах.
  • Российский Речной Регистр на службе безопасности судоходства
  • Страхование защищает интересы судовладельцев
    На долю морского транспорта приходится около 62% общего объема перевозок в мировой торговле. К сожалению, этот вид транспорт является одним из наиболее опасных. В случае аварий собственнику судна приходится нести убытки, связанные с повреждением или гибелью судна, и возмещать ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Компенсировать финансовый ущерб судовладельцам и защитить их от внезапных и непредвиденных расходов может только страхование судов и ответственности судовладельцев перед третьими лицами. Страховку требуют банки при кредитовании судовладельцев под залог судов, фрахтователи, портовые власти ряда стран и др. В случае аварии страховая компания возмещает судовладельцу расходы, а в ряде случае (например, при спасании) берет на себя урегулирование взаимоотношений со спасателями, в том числе - путем выдачи гарантии возмещения расходов по спасанию.

Порты

  • Морские порты получат закон
    Один из самых многострадальных и долгожданных законов - "О морских портах РФ" наконец-то становится реальностью. 29 апреля Правительство РФ одобрило проект федерального закона, разработанного Министерством транспорта РФ. В ближайшее время он должен быть внесен в Государственную Думу.
  • Балтийские порты - конкуренция продолжается
    В последние два года портовая активность большинства европейских стран повышалась весьма умеренными темпами, что соответствовало темпам развития международной торговли. По данным ВТО, темпы роста товарооборота в глобальном масштабе за прошлый год составили 2,5%, а в текущем году не превысят 3%. Крупнейшие европейские порты Роттердам, Антверпен, Бремен увеличили перевалку грузов только на 1-2%. В то же время прирост грузооборота балтийских портов России и стран Балтии был намного выше. Что же послужило причиной столь сильного подъема?
  • Порты Северо-Запада: тенденции развития
    Северо-Западный регион - ключевой узел экспортно-импортных перевозок. Это объясняется наличием общей границы с Европейским Союзом, близостью к самым развитым районам страны и присутствием достаточно полноценной транспортной системы. Самые масштабные проекты по наращиванию портовых мощностей на Северо-Западе связаны с экспортом нефти и нефтепродуктов. Компании, которые имеют "экспортные окна" на море, стараются их расширить, остальные - построить.
  • "Порты и портовое хозяйство. Проблемы и решения - 2003". Итоги конференции
  • Морской порт Санкт-Петербург - важнейшая составляющая международного транспортного коридора "Север-Юг"
    Проекты наращивания портовых контейнерных мощностей в рамках формирования международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", призванного изменить направления транзитных грузопотоков из стран Юго-Восточной Азии в Европу, рассматривались 23 мая в Санкт-Петербурге. Высокий статус мероприятия подчеркивался участием в презентации проектов полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко, министра транспорта Сергея Франка, первого заместителя министра путей сообщения Владимира Якунина и других почетных гостей.
  • Новые краны для Морского порта Санкт-Петербург
    В мае портовики "Первого контейнерного терминала" (ПКТ), предприятия группы компаний "Морской порт Санкт-Петербург", получили два новых контейнерных перегружателя, изготовленных по заказу в Финляндии в концерне "Кальмар" - известном мировом производителе оборудования для портов и терминалов.
  • О работе Морской администрации порта Санкт-Петербург
    Одним из ключевых звеньев нормального функционирования российских транспортных систем являются порты. Сегодня Большой порт Санкт-Петербург, основное звено петербургского транспортного комплекса - самый динамично развивающийся в России. Ввод в строй морского торгового порта Приморск, новых причальных сооружений и терминалов в порту СПб, дальнейшее развитие и ввод в эксплуатацию объектов Региональной системы безопасности мореплавания позволило добиться значительного перераспределения грузов в пользу отечественных портов восточной части Финского залива. Сделан серьезный шаг в укреплении транспортной независимости России от иностранных государств и уменьшении транспортных расходов российских грузовладельцев. Об этом свидетельствует стабильное ежегодное увеличение объемов перевалки экспортно-импортных грузов стивидорными компаниями порта и рост числа судозаходов.
  • Приморск переориентирует экспортные потоки нефти
    Коренные изменения в экспортных маршрутах российской нефти станут возможны благодаря выходу на проектную мощность нефтеналивного порта Приморск, построенного за рекордно короткие сроки в акватории Финского залива. К середине 2004 года Приморск будет отгружать 42 млн. тонн черного золота.
  • "ЛУКОЙЛ" на страже экономических интересов России
    Строительство распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов (РПК) "ЛУКОЙЛ II", которое ведет ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" в 18-ти километрах от Выборга, вступило в новую фазу: началось сооружение морской части комплекса - причального пирса. Весь проект играет огромную роль не только для развития промышленного потенциала Ленинградской области, но и для укрепления экономической безопасности России.
  • Порт Высоцк: 5 миллионов тонн - это реально
    Морской торговый порт Высоцк в нынешнем году отмечает свое 20-летие. Один из самых молодых портов России в последние годы показывал удивительные результаты: его грузооборот за шесть лет (с 1995 по 2001 г.) увеличился в восемь раз - с 400 тыс. тонн до 3,2 млн. тонн.
  • Ленморниипроект - порты от Антарктиды до Шпицбергена
    ОАО "Ленморниипроект" - ведущая российская организация по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта. Около 95% всех морских сооружений России построены по проектам, разработанным в этом институте. О работах, которые ведутся сейчас, и о перспективах развития морской отрасли России Марина Дерябина, главный редактор МБ беседует с Александром Фокеевичем Парфеновым, генеральным директором ОАО "Ленморниипроект".
  • Порты Мурманска - основная часть Мурманского транспортного узла
    О Мурманском транспортном узле впервые заговорили чуть более полутора лет назад, после того, как в Мурманской области состоялось совещание с участием представителей Министерства транспорта РФ. А уже в начале 2003 года глава правительства РФ Михаил Касьянов заявил о том, что мурманские порты в ближайшие 15 лет должны обрести инфраструктуру, которая позволила бы использовать их не только для экспортных нужд России, но и как перевалочные базы для других стран мира.
  • Государство вспомнило про Калининград
    После распада Советского Союза Калининград получил известность как единственный незамерзающий порт России на Балтийском море. Впрочем, благоприятные климатические условия и даже уникальное географическое положение Калининградской области, наиболее приближенной из всех российских регионов к странам Западной Европы, нисколько не способствовали интенсивному развитию портового комплекса. Скорее, напротив. Геополитические сдвиги, произошедшие на заре 90-х годов, привели к тому, что регион стал эксклавной территорией, окруженной морем, а также зарубежными государствами. В итоге доставка грузов к калининградским портам стала экономически невыгодна, и к концу прошлого десятилетия объем перевалки грузов уменьшился в разы по сравнению с советским периодом. Ситуация изменилась в начале 2000-х годов: на протяжении 2001, 2002 и начала нынешнего года калининградские портовики демонстрируют одни из самых высоких показателей роста в Северо-Западном регионе России.
  • Портовый потенциал Украины
    Украине в наследство от бывшего Советского Союза досталась мощная портовая инфраструктура, которая была не только сохранена, но и развита за годы независимости.
  • Новороссийский морской торговый порт подводит итоги за 10 лет
    В конце декабря 2002 г. исполнилось 10 лет приватизации Новороссийского морского торгового порта, в результате которой было создано открытое акционерное общество с участием государства, частного капитала и коллектива портовиков. В акционерном капитале НМТП на сегодняшний день сложился паритет между Инвестиционной банковской группой "НИКойл" и группой фирм и физических лиц, представляющих интересы ОАО "Русский генеральный банк"; 20% акций принадлежит государству. 51% акций коллектива за 10 лет сократился примерно в 3 раза ввиду высокой ликвидности акций НМТП. 10 лет - на первый взгляд небольшой период в 157-летней истории Новороссийского порта.
  • Порт Ванино
  • Дальневосточные порты показывают стабильную динамику роста
  • Уроки суровой зимы 2002/2003 годов
    Все российские морские порты на Балтике (кроме Калининграда), расположены в самой неблагоприятной по ледовым условиям части Финского залива. По продолжительности зимней навигации и протяженности маршрута, требующего ледокольного обеспечения, самое невыгодное положение занимает Большой порт Санкт-Петербурга. Тем не менее, именно на него приходится львиная доля грузооборота. В этой ситуации пропускная способность и устойчивость работы всей транспортной системы должна находиться в прямой зависимости от проводной способности ледокольного флота. Следовательно, планируемое значительное увеличение объема грузоперевозок можно обеспечить простым наращиванием числа и мощности ледоколов. Но так ли это на самом деле?

Технологии, книги, выставки

  • "Нева" как зеркало морской индустрии
    Интервью Владимира Яковлевича Ходырева, Председателя Общественно-координационного совета выставки "Нева", почетного профессора ГМА им. адм. С.О. Макарова корреспонденту МБ.

Адмиральский салон

  • Можно ли так примитивно воспринимать слова венецианца Франческо Альгаротти?


Перейти к архиву номеров за 2003 г.