Правило «третьей руки»

Когда я впервые увидел, как реально работает система позиционирования JETanchor, я был очень впечатлен. Честно говоря, было трудно поверить в то, что можно судно удержать на заданной позиции с невероятно высокой точностью одними лишь водометными движителями. Аппазов Тимур Юсупович, специалист по водометным движителям Инжиниринговой Компании «Кронштадт»

– Тимур, почему именно последние несколько лет компания HamiltonJet активно занялась темой автопозиционирования? Новые условия, формирующие спрос на рынке?

– Не совсем так, скорее разработка таких систем, как JETanchor, – это очередной логический шаг на пути совершенствования технологии и развития общей концепции водометов. Не за горами те дни, когда оснащение системами такого типа перестанет быть опцией, а станет неотъемлемой частью, обеспечивающей комфортное управление судном. Двигаясь в этом направлении, HamiltonJet последовательно разрабатывает и внедряет все более совершенные электронные системы управления для судов различного назначения и типа. Так, вся линейка движителей HamiltonJet с системой управления MECS поддерживает интеграцию с системами позиционирования класса DP1, DP2 и даже DP3, что на сегодняшний день не может предложить ни один другой производитель водометных движителей.

– Есть конкретные примеры использования, или это просто опытные разработки?

– Система разработана и успешно внедрена уже давно. Для того чтобы убедиться в ее практической эффективности, достаточно ознакомиться с референс-листом HamiltonJet, включающим внушительный список судов снабжения нефтяных платформ, которые работают по всему миру, в том числе и в России. Все они используют MECS.

Самое большое и быстроходное судно снабжения нефтяных платформ в мире – катамаран «Муслим Магомаев» – настоящая жемчужина в этом списке. Система позиционирования класса DP2, установленная на катамаране, позволяет передать экипаж практически в любых погодных условиях, что не раз было подтверждено на практике, например, во время спасательной операции на платформе Гюнешли в Каспийском море.

– Да, но все это относится к системам управления. А как обстоят дела c автоматическим позиционированием?

– Вполне успешно. Собственная разработка компании HamiltonJet – система автопозиционирования JETanchor – уже два года как введена в производственную программу. Началу производства длительное время предшествовали разработки, а затем более 4-х лет ушло на проведение тестирований и натурных испытаний.

– С чем связан такой длительный срок испытаний?

– Разработчикам требовалось добиться максимальной безопасности и безотказности в работе системы, смоделировав все возможные нештатные ситуации как в самой системе, так и в работе узлов, которыми она управляет. Представьте маломерное судно, оборудованное палубным краном и управляемое экипажем из одного человека. И хотя HamiltonJet не рекомендует покидать рубку при работе системы, часто оператор просто дает команду на удержание в нужной точке, после чего полностью отстраняется от управления судном и занимается такелажными работами. В этих условиях даже при небольшом волнении отказ системы может не только привести к потере груза, но и стать угрозой для жизни и здоровья людей. Чтобы этого не произошло, многоуровневая система безопасности обеспечивает бесперебойную работу в любых экстренных ситуациях.

– Можно сказать, что у оператора появляется «третья рука»?

– Даже пара рук. JETanchor – это полноценный член экипажа, которому, правда, не нужно платить зарплату. Программный комплекс осуществляет синхронное управление всеми агрегатами пропульсии: двигателем, редукторами, водометными движителями.

Существует два основных режима работы системы: режим удержания и режим эмуляции якоря.

В режиме эмуляции якоря система бросает виртуальный якорь в пятнадцати метрах от носа судна. В дальнейшем она обеспечивает наиболее энергоэффективное положение судна в условиях ветра и течений в данный момент.

В режиме удержания JETanchor контролирует как положение, привязанное к точке координат, так и само положение носа относительно этой точки. Я сам лично наблюдал, как оператор управлял палубным краном на судне, которое удерживалось в нескольких десятках сантиметров от пирса строго перпендикулярно ему. Было особенно заметно, что, благодаря скорости реакции, JETanchor именно удерживает судно в одной точке, а не возвращает его обратно при отклонениях. Впрочем, вы можете убедиться в этом самостоятельно – все видеоролики размещены на нашем сайте.

Инжиниринговая компания "Кронштадт", ООО

199178, Санкт-Петербург, 3-я линия В.О., дом 62, лит.А

Телефон: +7 (812) 441 2999

E-mail: kronshtadt@kron.spb.ru

Перейти к содержанию № 3(61) 2017

 

№ 3(61), 2017
Судостроение

«Муслим Магомаев» – самое быстроходное судно снабжения нефтяных платформ

«Муслим Магомаев» – самое быстроходное судно снабжения нефтяных платформ