Экономика ледоколов

Илья Горбунов

Арктика уже давно является не просто важным стратегическим ресурсом в геополитике тех стран, которые имеют к ней выход, но и лакомым кусочком для мировой промышленности. Однако, лишь Россия – единственная страна в мире, имеющая свой атомный ледокольный флот, который позволяет не только осуществлять круглогодичную морскую навигацию по арктическим водам, но и развивать северную инфраструктуру и строить планы на будущее.

Какие планы смогут позволить претворить в жизнь новое поколение ледоколов, каковы возможности расширения Северного морского пути и что будут собой представлять арктические суда проекта 22220 мы выяснили на предприятии, которое построило главные и единственные атомоходы страны – ООО «Балтийский завод – Судостроение».


Будущее, связанное с Арктикой

Предназначенный для работы в Арктическом регионе планеты флот появился еще в прошлом веке для обслуживания транспортной полярной магистрали, по которой суда доставляли полезные ископаемые. И со временем потребности в таких ресурсах как газ и уголь только увеличиваются. Сейчас идет активное развитие Северному морскому пути, которое, как известно, долгие годы было заморожено. Восстанавливают и реконструируют старые базы, раскиданные по всему Севморпути. К ним относятся и такие крупные города как Мурманск и Архангельск, старинные Певек, Тикси, Диксон, Салехард. Общее число таких форпостов хотят увеличить до 22 единиц.

При этом, все хозяйство очень активно модернизируется. Количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, быстро растет. Сколько их будет в итоге, пока сказать сложно, но есть планы, которые могут быть реализованы. Сейчас это приблизительно четыре миллиона тонн груза в год, планируется довести до 70-80 миллионов тонн в год.

А значит, у ледокольного флота только один путь – расширение.

– Смысл в том, чтобы резко нарастить ВВП, а это – добыча полезных ископаемых, ввод в оборот новых месторождений, которые в большинстве своем находятся за полярным кругом. Требуется создать полноценную инфраструктуру в северных регионах, провести морские пути на Восток, при этом сохраняя направление на Запад. Для этого нужны новые мощные ледоколы. Причем чем больше и мощнее, тем лучше, – рассказывает генеральный директор ООО «Балтийский завод – Судостроение» Алексей Кадилов.

Алексей Васильевич суть вопроса понимает досконально. Ведь именно «Балтийский завод – Судостроение» сейчас строит самые мощные и не имеющие аналогов в мире атомные ледоколы проекта 22220, которые и будут ударной группой современного ледокольного флота. Они придут на смену трем действующим российским атомоходам, у которых к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. И это только начало.

– Для того, чтобы решить задачу полноценной разработки и развития Арктики с точки зрения судостроения, сейчас прорабатываются сразу несколько путей. Первый – строительство трех-четырех дизель-электрических ледоколов и еще нескольких, работающих на жидком газе. Второе – разработка технического проекта ЛК-120 «Лидер», которая, вероятно, будет закончена в следующем году, – отмечает Алексей Кадилов.

С одной стороны, траты огромные – ледокол судно весьма недешевое. С другой стороны – ледоходы окупят себя не только в стратегическом плане, но и в экономическом.

– Одно дело – просто иметь техническую возможность провести военное судно или подводную лодку с севера на восток. Это военные и стратегические нужды, которые учитываются всегда. Но сегодня в перспективе не только военные, но экономические задачи. Тем более, что рынок для поставляемых ресурсов есть – фактически весь Дальний Восток, Азия, Китай, – уточнил генеральный директор.

Он отметил, что новые ледоколы помогут значительно сократить время прохождения судов, что позволит сэкономить миллионы для экономики России и отечественных компаний. Тем более, с каждым витком развития арктической инфраструктуры и увеличения количества грузов эта экономия будет только расти.

Совсем недавно к такому выводу пришли и специалисты Минпромторга, сообщив о планах по появлению к 2035 году как минимум восьми новых ледоколов. Планы по строительству атомных ледоколов содержатся в новой редакции подготовленной госпрограммы развития Арктики. Объемы финансирования и сроки строительства будут определены после предоставления Минпромторгом необходимых обосновывающих документов и материалов.


Предугадывая тенденции

С такой позиции спуск на воду первого серийного атомохода «Сибирь» проекта 22220 можно назвать весьма символичным. Ведь именно это судно характеризует собой то, как должен выглядеть ледокольный флот будущего. При строительстве были применены технологии, которые раньше никогда не использовались в атомном флоте. Так, двойная осадка судна с регулируемой глубиной погружения позволит проводить караван судов как в открытой воде, так и в устьях полярных рек.

Отдельно стоит отметить судовой ядерный реактор ≪РИТМ-200≫, который позволит ледоколу ходить без перезарядки около семи лет. Фактически единственное ограничение дальности маршрута атомохода – это количество запасов пищи для экипажа. Даже вода на судне будет всегда в изобилии благодаря двум новым системам для опреснения воды. Мощность и автономность – это два ключевых преимущества нового российского ледокола.

– Мы многое делали и делаем впервые, – рассказывает руководитель проекта универсальных атомных ледоколов Сергей Черногубовский. – И для головного ледокола «Арктика», и для серийной «Сибири» многие решения на данный момент не имеют аналогов.

По его словам, атомоходы проекта 22220 – это отличный задел на будущее. Тем более, в условиях возможных расширений состава флота.

– Мы уже сегодня можем позволить себе создавать ледоколы более высоких мощностей. Сейчас вопрос упирается в сроки и необходимость таких «титанов». Будет необходимость – будут и новые разработки, – уточняет Черногубовский.

Немаловажным является и тот факт, что ледоколы проекта 22220 практически на сто процентов строятся из российских комплектующих. В дальнейшем отечественные судостроители собираются свести количество импортных деталей к нулю. Что положительно скажется на развитии всей отрасли в целом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на данный момент ледоколы Балтийского завода задают темп всему гражданскому судостроению.

Балтийский завод-Судостроение, ООО

Россия, 199106 Санкт-Петербург, Косая линия 16

Телефон: +7 (812) 324 94 35

E-mail: zavod@bz.ru

Перейти к содержанию № 3(61) 2017

 

№ 3(61), 2017
Судостроение

Генеральный директор Балтийского
завода А.В.Кадилов

Генеральный директор Балтийского завода А.В.Кадилов

Погрузка гребного электродвигателя на первый серийный ледокол «Сибирь» проекта 22220

Погрузка гребного электродвигателя на первый серийный ледокол «Сибирь» проекта 22220

Завершение формирования корпуса атомохода «Сибирь» на стапеле Балтийского завода

Завершение формирования корпуса атомохода «Сибирь» на стапеле Балтийского завода

Начало строительства первого серийного ледокола «Сибирь», июль 2015 год

Начало строительства первого серийного ледокола «Сибирь», июль 2015 год

Ледоколы проекта 22220 станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире

Ледоколы проекта 22220 станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире

Руководитель проекта универсальных атомных
ледоколов Сергей Черногубовский

Руководитель проекта универсальных атомных ледоколов Сергей Черногубовский