Российское судостроение сегодня и завтра

Компания «Кронштадт» подводит итоги к 20-летнему юбилею выставки «Нева»

В 2011 году Международная выставка и конференции по судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева» отмечает двадцатилетие со дня своего открытия. Страна, а с ней и судостроительная промышленность, за эти годы преобразились до неузнаваемости: изменились приоритетные сегменты судостроения, перераспределились источники инвестиций в производство, а также сами требования к судовому оборудованию. Несмотря на кризис 2009 года строятся суда для военного и гражданского флота, активно идет освоение арктического шельфа.

Выставка «Нева­2011» должна продемонстрировать «морскому» сообществу России сегодняшнее состояние судостроения и рынка судового оборудования, новые технологии, применяемые в производстве и оснащении флота, а также показать, вышла ли отрасль из системного постсоветского кризиса и оправилась ли от событий 2009 года.

«Нева» – ведущее отраслевое выставочное событие России, и по стендам основных экспонентов будет очевидно, какие тенденции преобладают в судостроении на данный момент.

Своим мнением о положении дел в российском судостроении, и о той роли, которую компании­поставщики оборудования играют в отрасли, делится Сергей Иванович Сухачев, генеральный директор компании «Кронштадт» – поставщика судового и портового оборудования с 13­летним опытом и постоянного участника выставки «Нева».

– Сергей Иванович, на каком этапе выхода из кризиса, на ваш взгляд, находится индустрия судостроения в России? Каковы перспективы рынка поставок судового оборудования для существующих и строящихся судов и почему на сегодняшний день российские суда комплектуются оборудованием в основном иностранных производителей?

– На мой взгляд, российское судостроение пока не в полной мере оправилось от шока обвала госзаказа, произошедшего с распадом Советского Союза. Проектным институтам, КБ и судостроителям пришлось самим искать инвесторов и заказчиков, а для наших людей это было в новинку. Тем не менее, я отнюдь не считаю, что в отрасли судостроения у России нет перспектив. Потенциал нашей страны в этом отношении огромен. Перестраиваться на условия свободной конкуренции тяжело, и сейчас наша страна, конечно, не занимает второе место в мире по объемам военного судостроения и шестое – по объемам гражданского, как во времена «золотого века» советского кораблестроения в 70­е годы. Однако при помощи российских судов активно ведется освоение прибрежных нефтегазовых месторождений и добыча биоресурсов, решаются вопросы безопасности РФ на море. Ситуация с качественным и экономичным оборудованием хуже. В этом аспекте мы всегда уступали иностранным производителям. В области современных технологий Россия, конечно, отстает и на сегодняшний день не имеет достаточных ресурсов для разработки и проектирования конкурентоспособных отечественных аналогов. Сейчас российское судостроение, в большей его части, обеспечивается оборудованием иностранного производства, которое позволяет нашему флоту иметь по­настоящему современные корабли. Возможно, в будущем, когда будет преодолен дефицит финансирования разработок и недостатка молодых специалистов в отрасли, ситуация и изменится, но, как мне видится, не в ближайшее время. Как бы ни было обидно за отечество, именно по этим причинам «Кронштадт» работает исключительно с иностранными производителями, чье оборудование российскому судостроению сейчас просто необходимо.

– Сергей Иванович, расскажите о компании «Кронштадт» подробнее. Какие направления развиваете? Как видите место компании в отрасли? Кто ваши поставщики и заказчики?

– «Кронштадт» работает с 1998 года, и все это время поставляет оборудование для строительства и модернизации судов, оффшорных морских буровых платформ, объектов портовой инфраструктуры. Имея такой большой опыт, мы видим себя уже не просто как продавца, а как партнера, небезразличного к реализации проектов, в которых мы принимаем участие. Мы сотрудничаем со многими КБ и проектными организациями и поставляем оборудование по индивидуальному заказу. Поэтому наши поставщики – только те компании, которые готовы оперативно дорабатывать оборудование по требованию клиента и приспосабливать его к решению сложных или нестандартных задач. Нашими постоянными заказчиками являются многие российские судостроители и предприятия судоремонта, в том числе известные всем Адмиралтейские Верфи, ССЗ «Пелла», Рыбинский судостроительный завод, Благовещенский «Судостроительный завод им. Октябрьской революции», Судостроительная фирма «Алмаз», Группа МНП, Центр судоремонта «Звездочка» и многие другие. Также в числе клиентов «Кронштадт» такие порты как Новороссийский морской торговый порт, Ленинградский речной порт, пассажирский порт «Морской Фасад» и компании, реализующие проекты разработки газовых и нефтяных месторождений на шельфе, например, Сахалин Энерджи. С нашими партнерами мы поддерживаем прочные отношения, интересуемся, в каком новом оборудовании они нуждаются, и в соответствии с этими пожеланиями обновляем линейку поставок.

– Какие специфические требования предъявляются российскими заказчиками к судовому оборудованию?

– Тут есть несколько отдельных тем, о которых стоит упомянуть. Во­первых, судовое оборудование должно быть безопасным по современным меркам, то есть обязано соответствовать требованиям РС и других классификационных обществ, во­вторых, оно должно решать индивидуальные задачи клиента. Производители оборудования должны быть готовы оперативно модернизировать свою продукцию, вносить изменения в спецификации. В­третьих, дополнительные требования предъявляются к работе оборудования, располагающегося на открытой палубе – оно должно быть способным к работе в тяжелых климатических условиях. Это требование тем более актуально, что создание судов и технических плавсредств для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе обозначено правительством РФ как приоритетное направление развития судостроительной промышленности на ближайшее время. В качестве примера могу привести сотрудничество «Кронштадт» и недавно вышедшей на российский рынок компании Tripomet. Ориентируясь в том числе на российское судостроение, румынский производитель выпускает оборудование в арктическом исполнении, которое «Кронштадт» поставляет своим российским клиентам.

– Постепенно повышаются требования национальных правительств и международных организаций к экологичности судоходства. Стараетесь ли вы при подборе поставляемого оборудования соответствовать этой тенденции?

– Безусловно, «Кронштадт» всегда стремится оставаться на острие прогресса, в том числе, и в отношении предотвращения загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы сейчас активно обсуждаются правительствами и международными организациями. По некоторым вопросам выработаны согласованные решения. Например, в 2004 году Международной морской организацией была принята «Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими». То, что зачастую забор балластной воды производится в прибрежных водах одного региона, а сброс – в следующем пункте назначения, уже привело к серьезным экологическим проблемам, и если пустить дело на самотек, ситуация может стать критической. Различные организмы, бактерии и вирусы путешествуют в трюмах судов по всему миру, распространяются в несвойственных их ареалу обитания акваториях и способствуют разрушению локальных экосистем. Это, в свою очередь, наносит удар по рыболовству, аквакультурным фермам, провоцирует возникновение инфекций. К 2016 году по требованиям Международной Морской Организации замена балластных вод будет полностью запрещена, и все новые и уже существующие суда должны будут обрабатывать балластную воду при приемке на судно и снова при ее сбрасывании. Задуматься об установке таких систем следует уже сейчас. «Кронштадт» предлагает систему обработки балластных вод Desmi. В заливе Hundested (Дания) успешно завершены испытания системы производительностью 400 м3/ч, проведенные на самом современном в мире исследовательском оборудовании. Неудивительно, что такие гиганты, как Desmi, уже разработали оборудование для обработки балластных вод – учитывая требования ММО, рынок применения таких систем – весь существующий и строящийся флот.

Также не уменьшаются потребности пароходств и портов в оборудовании для ЛАРН. Современные технологии производства скиммеров, бонов, распылителей сорбента позволяют минимизировать ущерб, наносимый акваториям разливом нефти, и «Кронштадт» поставляет только оборудование, которое соответствует последним достижениям в этой области.

– Происходят ли изменения в работе российских портов? Работает ли компания «Кронштадт» в направлении поставок портового оборудования?

– Безусловно, изменения в работе портов есть. Как вы знаете, завершено строительство пассажирского порта «Морской Фасад», ставшего самым современным в России. «Кронштадт» гордится участием в этом проекте: мы поставили порту телескопические мобильные трапы FMT, что явилось первым примером использования телетрапов в российских портах. Теперь пассажиры смогут безопасно и комфортно прибывать в терминалы, как во всех развитых европейских и американских портах. Перспективным рынком мы считаем поставку телетрапов также и в аэропорты, так как на сегодняшний день не все российские аэровокзалы соответствуют международным стандартам.

Постепенно повышается уровень безопасности в портовой зоне, и это касается не только пассажиров. Опираясь на опыт поставок «Кронштадт», все меньше портов экономят на качественных отбойных устройствах и системах автоматической швартовки – для многих крупных заказчиков мы подобрали данное оборудование производства шведской компании Trelleborg.

Всегда востребованы сменно­запасные части для портальных и мобильных кранов, погрузчиков, прочего оборудования портовой инфраструктуры. В основном порты используют импортную портовую технику, работающую на износ – то есть почти круглосуточно. От ее работоспособности зависит скорость обработки судов, а всем известно, что простой судна в порту обходится судовладельцу очень дорого. Порт – это сложный механизм, в котором каждая служба должна работать безотказно, и только в этом случае складываются благоприятные условия для увеличения грузооборота. Портовая техника от «Кронштадт» безотказно работает в течение долгого времени, и поэтому пользуется среди заказчиков компании заслуженным доверием.

– И последний вопрос в преддверии выставки «Нева­2011». Расскажите об экспозиции компании «Кронштадт». Каких производителей вы представляете на стенде? Чем удивите клиентов и партнеров?

– «Нева» – важнейшая для нашей компании «морская» выставка. Естественно, на стенде мы представим оборудование всех наших партнеров – производителей судового и портового оборудования. Особое внимание в этом году мы уделим четырем компаниям, это: производитель известных во всем мире судовых насосов и другого оборудования Desmi A/S (Дания) (с 2010 год «Кронштадт» является экслюзивным дистрибьютором на территории России);

активно выходящая на российский рынок компания Tripomet, уже успевшая завоевать репутацию производителя, способного оперативно изготавливать палубное оборудование под нестандартные требования;

не первый раз участвующая в «Неве» совместно с «Кронштадтом» компания Hamilton Jet (Новая Зеландия) – пионер в области реактивной водяной тяги для прогулочных и рабочих судов, являющаяся разработчиком водометных движителей как таковых (на выставке мы продемонстрируем рабочий симулятор пропульсивного комплекса с водометом Hamilton Jet); также мы представим дизельные двигатели Nanni Diesel (Франция), позволяющие совместно с водометом Hamilton создать эффективный пропульсивный комплекс.

На стенде «Кронштадт» (R7041, павильон 7) можно будет получить консультации технических специалистов по любым вопросам, связанным с особенностями эксплуатации и сферами применения поставляемого оборудования.

Помимо этого, «Кронштадт» готовит сюрприз для посетителей выставки – выступление Российского Рогового Оркестра – уникального музыкального коллектива, чьим генеральным партнером является наша компания.

Надеюсь, что юбилейная выставка пройдет ярко и продуктивно, представив «морскому» сообществу новые, более эффективные технологии и качественное оборудование.

Инжиниринговая компания "Кронштадт", ООО

199178, Санкт-Петербург, 3-я линия В.О., дом 62, лит.А

Телефон: +7 (812) 441 2999

E-mail: kronshtadt@kron.spb.ru

Перейти к содержанию № 3(37) 2011

 

№ 3(37), 2011
Судостроение

Сергей Иванович Сухачев, генеральный
директор компании «Кронштадт»

Сергей Иванович Сухачев, генеральный директор компании «Кронштадт»

Судовые насосы Desmi (Дания)

Судовые насосы Desmi (Дания)

Рабочий симулятор пропульсивного комплекса с водометом Hamilton Jet (Новая
Зеландия), который будет представлен на стенде «Кронштадт» на выставке «Нева-2011»

Рабочий симулятор пропульсивного комплекса с водометом Hamilton Jet (Новая Зеландия), который будет представлен на стенде «Кронштадт» на выставке «Нева-2011»

Палубное оборудование Tripomet (Румыния)

Палубное оборудование Tripomet (Румыния)

Система отбойных устройств Trelleborg (Швеция) в порту
«Морской Фасад»

Система отбойных устройств Trelleborg (Швеция) в порту «Морской Фасад»